Януш Корчак: о том как любить детей Януш Корчак: о том как любить детейСтраница 5
Во всех своих начинаниях Корчак проводит линию на создание системы, построенной на научных принципах. Так, доска объявлений в Доме сирот потрясает обилием извещений, предупреждений, просьб и отчётов.
Огромное внимание уделяется самовоспитанию. В Доме сирот действовала система самоуправления. Самоуправление должно было служить самовоспитанию, воспитанию самостоятельности и справедливости. Роль же воспитателя в самоуправлении - роль помощника. Доска для контактов с детьми, почтовый ящик для переписки воспитанников с воспитателями, стенгазета, совместные заседания, товарищеский суд, для которого Корчак составил воспитательный кодекс. В суд дети могли жаловаться как друг на друга, так и на взрослых. Во вступлении к "Кодексу товарищеского суда" Корчак писал: "
Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его.
Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать.
Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее.
Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого.
Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается.
Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его, подождать, пока не исправится".
Все решения суда были гласными. Соблюдалась свобода высказывания, выбора судей, которыми были дети. Воспитатель же выступал в роли секретаря с совещательным голосом. На основе Судебного совета был образован Совет самоуправления, бывший и законодательным, и исполнительным органом суда. Им разрабатывались принципы, регулирующие жизнь Дома сирот. В Совет входили десять детей и воспитатель в качестве председателя и секретаря.
Советом принимались решения, касавшиеся как всего коллектива, так и отдельных групп детей. Решения имели бессрочное или временное действие. Воспитательные функции выполнялись Советом через проблемные комиссии (например, комиссия для проверки чистоты тетрадей и учебников), контролю и указаниям которых должны были подчиниться все воспитанники.
АЛУР (самоназвание - жоалур) , нилотский народ в Заире (450 тыс. человек) и Уганде (300 тыс. человек, 1992). Язык дхо алур. Придерживаются традиционных верований.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ им . М. Горького, творческий вуз, Москва. Основан в 1933. Изучение общественных и филологических наук сочетается со специальными занятиями в творческих семинарах (прозы, поэзии, драматургии, литературной критики, художественного перевода). В 1992 св. 700 студентов.
ТАТАРИНОВ Павел Михайлович (1895-1976) , российский геолог, член-корреспондент АН СССР (1953). Труды по геологии нерудных полезных ископаемых. Президент Всесоюзного минералогического общества (1962-76).