Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
Страница 23

Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Ниже приводится пример одного из заданий ¾ «Изучение ствола, коры».

1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.

2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы школьники даже отмечали, как изменяется кора после дождя. Некоторые дети, считали, что кора их дерева «средняя», так как она «не шершавая и не гладкая».Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом и на детальном уровне, в разное время года.

3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?

Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими огурцами».

4. Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?

5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать в тетради.

6. Есть ли на стволе грибы?

7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны?

Помимо чисто исследовательских заданий, ребята выполняли ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, им предлагалось определить «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во время выполнения задания дети отмечали, что «настроение» их дерева бывает: грустное, веселое, счастливое, бодрое, печальное, молчаливое, шутливое, задумчивое. Параллельно с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по уходу за своим деревом, сажают рядом с ним другие растения, чтобы «дереву не было скучно и одиноко», делают кормушки для птиц.

Страницы: 19 20 21 22 23 24 25 26 27

УГЛЕДАР , город (с 1989) на Украине, Донецкая обл., в 25 км от ж.-д. ст. Великоанадоль. 19,8 тыс. жителей (1991). Добыча каменного угля.

ЦИФРОВАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (ЦВМ) , термин, употреблявшийся в 40-60-х гг. 20 в. применительно к вычислительным устройствам (главным образом электронным) для автоматической обработки данных, представленных с помощью цифр и (или) специальных символов. С кон. 60-х гг. общеупотребительным стал термин "ЭВМ" (или компьютер).

ГИПАТИЯ (Ипатия) из Александрии (370-415) , женщина-ученый, математик, астроном и философ-неоплатоник. Отличалась красотой, занималась политикой и выступала с публичными лекциями о Платоне, Аристотеле и других философах. Убита фанатиками-христианами.