Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
Страница 3

4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы кружка.

В ходе работы использованы следующие методы:

¾ анализ научной, методической и популярной литературы;

¾ обобщение и анализ опыта работы учителей;

¾ анкетирование;

¾ статистическая обработка данных.

Исследование проводилось в 2 этапа:

1) 1997-98 учебный год. Определение проблемы, гипотезы, изучение литературы, разработка и проведение констатирующего эксперимента.

2) 1998-99 учебный год. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников в условиях сельской школы, проведение формирующего эксперимента и литературное оформление дипломной работы.

Исследование проводилось в Перехвальской средней школе Данковского района Липецкой области.

Глава I. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников.

1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со школьниками.

Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бережного отношения к родной земле.

По мнению Б.Т. Лихачева1, экология личности ¾ проблема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер. Но ее истоки ¾ в давней, уходящей глубокими корнями в историю человечества, представлениях о смысле бытия, обязанностей и правах человека.

В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции космоземного всеединства.

Начиная с Я.А. Коменского, официальный статус получает принцип природосообразности. Но однозначного его понимания не было. Я.А. Каменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающеюся согласно циклам времен года. Ж.Ж. Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, к природе!» общество восприняло это как недомыслие и чудачество. И.Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, максимально приближенных к природе к принципу природосообразности. А. Дистервег добавляет принцип культуросообразности. К.Д. Уминский реализовал принцип природосообразности в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, его анатомии, физиологии, психологии, другое ¾в приближении содержания и организации педагогического процесса к природе, третье ¾ в организации воспитания на народные традиции и обычаи. Л.Н.Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В.А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

ИЮНЬСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ 1917 , российских войск Юго-Западного фронта 18-30.6(1-13.7) во время 1-й мировой войны. Предпринято Временным правительством по требованию союзников активизировать военные действия против германских и австро-венгерских войск. 6-15 (19-28) июля австро-германские войска нанесли контрудар и июньское наступление окончилось поражением российских войск.

ПИЛИТЫ , группа т. н. умеренных тори в Великобритании, сторонников Р. Пиля. Сложилась в 20-е гг. 19 в. Вошла (в сер. 19 в.) в состав преобразованной партии вигов, получившей название Либеральной партии.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ,..1) определение на местности наблюдателем своего местоположения (точки стояния) относительно сторон горизонта, ориентиров, выделяющихся на общем фоне предметов и элементов рельефа, а также направления движения. Проводится с помощью компаса или карты, аэрофотоснимка, приближенно по местным предметам, Солнцу, Луне, звездам, а также по световым, радио- и звуковым сигналам...2) Спортивные соревнования с применением крупномасштабной карты и компаса. Зародилось в Норвегии в кон. 19 в. Включает бег с ориентированием, лыжные гонки с ориентированием, а также ориентирование с использованием различных средств передвижения (напр., лодок, мотоциклов). В Международной федерации спортивного ориентирования - ИОФ (IOF, основана в 1961) св. 40 стран (1991). Чемпионаты мира с 1966, Европы с 1962.