Целостный педагогический процесс Целостный педагогический процессСтраница 10
2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
3. Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.
4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.
5. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.
6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:
1) наследственности;
2) воспитательной и учебной среды;
3) применяемых средств и способов педагогического воздействия.
7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:
1) интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;
2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
8. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:
1) действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;
2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.
9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:
1) интенсивности и качества чувственного восприятия;
2) логического осмысления воспринятого;
3) практического применения осмысленного.
10. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:
1) качества педагогической деятельности;
2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
11. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты педагогического процесса зависят от:
1) потребностей общества и личности;
2) возможностей (материально-технических, экономических и других) общества;
3) условий протекания процесса (морально-психологические, эстетические и другие).
Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение может строится на основе опыта. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания законов, по которым протекает процесс обучения.
ХАБИБ Асадулла (р . 1941), афганский писатель. Реалистическая повесть "Айдын" (1965), рассказы (сборник "Три батрака", 1966); сборник гражданской лирики "Письма, написанные красными красками" (1983). Пьесы "Рвущие цепи" (постановка 1975), "Ночь и кнут" (постановка 1985).
ЛУЖКОВ Юрий Михайлович (р . 1936), мэр, премьер правительства Москвы с 1992. С 1958 на научно-исследовательской и административной работе. С 1987 1-й заместитель, с 1990 председатель исполкома Моссовета. С 1991 вице-мэр Москвы. Государственная премия СССР (1986).
ФИКСАЦИЯ , в биологии - обработка животных и растительных клеток и тканей различными химическими веществами - фиксаторами (напр., формалином или спиртом) и физическими воздействиями (высушивание, замораживание) для консервации их структуры и химического состава.