Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышленияСтраница 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования нам удалось показать, что путем целенаправленной работы можно прогнозировать формирование у учащихся элементов особого стиля мышления, которое мы назвали дизайнерским мышлением, для которого характерно понимание основных критериев гармоничной вещи (целесообразность и эстетическая выразительность) , стилевое чутье, эстетическое отношение к миру вещей. Нам, также удалось обосновать, что в соответствии с первоначальным предположением, формирование элементов такого мышления наиболее успешно протекает при соблюдении определенных эстетико-педагогических условий: учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, эвристико-дидактических. индивидуально-творческих, что подтверждает положения теоретической части исследования.
Постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных знаний , раскытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества, приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы, окружающей предметной среды способствовали активизации творческого потенциала личности., и перехода от алгоритмических к эвристическим способам решения задач
Проведенная опытная работа подтверждает необходимость сообщения младшим школьникам в доступном виде законов композиции, элементов цветоведения, правил изображения различных форм предметов на плоскости и в пространстве. Усложнение содержания дизайнерских знаний влияет на переход детей от пассивного приобретения знаний к активному и творческому их применению в новых условиях, к решению других задач более глубоко и осознанно.
Т. о, в ходе экспериментального исследования нам удалось подтверить выдвинутую в начале гипотезу.
Проведенное исследование в целом подтвердило правомерность избранного пути по формированию элементов дизайнерского мышления у учащихся младшего школьного возраста.
Среди перспективных вопросов, требующих дальнейшего исследования данной проблемы, можно назвать следующие:
-система формирования элементов дизайнерского мышления на последующих ступенях обучения;
-влияние работы по формированию элементов дизайнерского мышления на развитие личности ребенка в целом;
-система подготовки учителей для целенаправленной работы по формированию элементов дизайнерского мышления.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занятие №1
Работа с бумагой.
Тема: Симметрия и асимметрия в композиции.
Цель: Научить создавать композиции у симметричных и асимметричных деталей.
Задачи:
-Познакомить с понятием «симметричность» и «асимметричность»;
-Научить вырезать симметричные и асимметричные изображения;
-Развивать умение выражать настроение детали через ее художественные детали;
-Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, наблюдательность.
Теоретические сведения: симметричные фигуры и асимметрия.
Способ передачи динамичности (движения) и статичность (неподвижность).
Ход:
1. Вводная беседа:
-что такое симметрия? Посмотри на изображение бабочки жука, каждое из них состоит как бы из двух половинок, которые зеркально повернуты друг к другу. Такие фигуры называются симметричными;
-поучимся вырезать симметричные фигуры;
-начнем с простых листочков (вырезание листочков разных форм из согнутой цветной бумаги).
2. Составление плана:
ЕВКЛИД , древнегреческий математик. Работал в Александрии в 3 в. до н. э. Главный труд "Начала" (15 книг), содержащий основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики. Работы по астрономии, оптике, теории музыки.
ШТАУБ (Staub) Рудольф (1890-1961) , швейцарский геолог. Труды по геологическому строению Альп и общим вопросам геотектоники.
ХЕСС (Гесс) (Hess) Вальтер Рудольф (1881-1973) , швейцарский физиолог. Открыл механизм, координирующий действие промежуточного мозга на внутренние органы. Нобелевская премия (1949).