Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развитияСтраница 2
— сосчитай, сколько раз я постучу карандашом (с закрытыми глазами);
— сосчитай на ощупь, сколько здесь предметов;
— хлопни в ладоши пять раз;
— сосчитай, сколько шагов я сделал до двери.
5. Умение считать по порядку:
— посчитай так: первый, второй .
— покажи первый, третий флажок.
II. Количественные отношения
1. Установление равенства и неравенства групп однородных предметов, понимание отношений: больше — меньше, одинаково, на сколько больше — меньше:
— где кубиков больше? где меньше? (предъявлялись че ре и пять кубиков, две и шесть палочек, пять и пять елоче]
— чего больше на картинках — яблок или груш? Груш) лимонов? Чего меньше?
— на сколько больше груш, чем яблок?
— на сколько меньше л имонов, чем груш? (см.: стр. 15 ут ника математики для 1-4 классов).
2. Умение уравнивать неравночисленные группы пред тов (4 и 5):
— сделай так, чтобы палочек и кубиков стало поровну;
— как по-другому можно сделать так, чтобы предметов < ло поровну?
III. Счетные операции
1. Умение присчитывать и отсчитывать по одному, cm ла в пределах пяти, затем — десяти:
— сосчитай, сколько будет:
2+1 3-1 7+1 6-1 4+1 5-1 9+1 10-1
2. Умение выполнять сложение и вычитание в преде, 5 и 10 с опорой на наглядный счетный материал и без нее:
3+26+3
4-2 8-4
5-3 10-3
IV. Решение арифметических задач
1. На нахождение суммы:
— на дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек?
2. На нахождение остатка:
— на дереве сидели5 птичек. Улетели 2 птички. Сколькоптичек осталось?
3. Усложненнойформулировки:
— сначала улетели 2 птички, потом3 птички. Сколько птичек улетело?
При выполнении этого задания детям разрешалось использовать имеющийся перед ними наглядный счетный материал для иллюстрации содержания задачи. В случае затруднений в вычислениях числа в задачах заменялись меньшими (в пределах трех).
V. Размер предметов
1. Овладение понятиями: большой— маленький, высокий — низкий, длинный — короткий, толстый — тонкий, широкий — узкий:
— сравни эти две ленты по длине: какая это лента?
— сравни эти деревья по высоте;
— сравни две полоски по ширине: какая это полоска?
— сравни два круга по размеру .
АГАПИЙ Римский (ум . ок. 118), христианский мученик, пострадавший в Риме в гонение императора Адриана; сын великомученика Евстафия Плакиды. Память в Православной церкви 20 сентября (3 октября).
ВЭНЬ-ЧАН , в китайской мифологии бог литературы, книжности, знаний; от него зависит сдача экзаменов. Изображался сидящим на троне со скипетром в руке.
БЕРЗИНЬШ Рудолфс (1881-1949) , латышский певец, режиссер, народный артист Латвии (1944). В 1919-28 в Латвийской национальной опере, с 1944 дирижер и художественный руководитель Латвийского театра оперы и балета. Партии в операх Р. Вагнера.