Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развитияСтраница 8
Важным разделом эксперимента было выявление у детей умений осуществлять счетные операции. Самыми элементарными приемами сложения и вычитания является присчитывание и отсчитывание по единице. “Ребенок действительно при усвоении арифметики начинает с того, что мыслит единицами . и переход его к мышлению группами единиц означает резкий качественный перелом в его усвоении, приобщает его к подлинной арифметике и открывает для него возможности дальнейшего продвижения” [1, с.197].
Как производят счетные операции дети интересующей нас группы? Около половины из них (45%) умеют присчитывать и отсчитывать по одному без опоры на наглядный счетный материал в пределах 3, в пределах 5 — 10%. Остальные дети могут выполнять сложение и вычитание в пределах 5 лишь привлечением наглядного счетного материала (45% испытуемых). При этом учащиеся часто ошибаются, переспрашивают пример, повторяют его еще раз, иногда отвечают, не думая, лишь бы ответить, называют разные результаты. Обращает на себя внимание тот факт, что эти дети не умеют использовать имеющийся перед ними счетный материал, в том числе собственные пальцы: отгибают и загибают их по-разному, пересчитывают шепотом, ошибаются.
Счет у нормально развивающихся детей был значительно лучше. Большинство из них легко и быстро умеет присчиты-1ть и отсчитывать по одному: в пределах 10 — 64% испытуемых; в пределах 20 — 16%; часть детей — только в пределаx 5 — 20% . Что касается действий сложения и вычитания, то оказалось, что все нормально развивающиеся шестилетние дети безошибочно решали примеры в пределах 5 отвлеченно, словесной форме. При этом более половины из них (60%) выполняли сложение и вычитание в пределах 10 отвлеченно, а остальные испытуемые (40%) решали примеры (тоже в пределах 10) с опорой на наглядный счетный материал.
Сводные данные об успешности выполнения счетных операций детьми обеих групп (в %) приведены в табл. 3.
Из табл. 3 видно значительное отставание навыков счета детей с ЗПР по сравнению с тем, что мы наблюдаем у их сверстников, развивающихся нормально. В основном эти дети ориентируются лишь в пределах 5. Только незначительному числу из них доступен отвлеченный счет, в большинстве они считают лишь с опорой на наглядный счетный материал.
Таблица 3
Правильность выполнения счетных операций шестилетними детьми с ЗПР и нормально развивающимися (в %)
Испытуемые |
При опоре на наглядный счетный материал в пределах |
В словесной форме, без наглядного счетного материала в пределах | |||
5 | 10 | 3 | 5 | 10 | |
С ЗПР | 45 | 0 | 45 | 10 | 0 |
Нормально развивающиеся | 100 | 40 | 100 | 1GO | 60 |
НЮКЖА , река в Забайкалье, правый приток Олекмы. 583 км, площадь бассейна 32,1 тыс. км2. Средний расход воды ок. 310 м3/с.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ , см. Спрос и предложение.
ХЭ-БО (кит . дядюшка реки), в китайской мифологии дух р. Хуан-хэ. Представлялся с головой человека и телом рыбы.