Ян Амос Каменский
Ян Амос Каменский
Страница 1

План.

Часть 1. Биография и философские воззрения Коменского. 3

Жизнь и деятельность Я.А. Каменского. 3

Философские основы педагогической системы Коменского. 6

Часть 2. Педагогическая теория Коменского. 11

Структура и содержание «Великой дидактики». 11

Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. 13

Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ. 14

Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания. 16

Коменский о работе учителя. 18

Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому. 19

Литература 21

Часть 1. Биография и философские воззрения Коменского.

Жизнь и деятельность Я.А. Каменского.

Начиная с XIII века Восточную Европу охватили децентрализационные процессы. Объединенные в течение тысячи лет единой религией и общими врагами люди и народы обратились к новым ценностям. Этот поворот произошел не вдруг. Католическая церковь, пытавшаяся унифицировать мир по принципам, которые они считали изначально и единственно правильными, за эту тысячу лет превратилась в огромную империю, носящую политический, религиозный и культурный характер. Начавшееся антикатолическое движение имело неоднородный характер. В Восточной Европе оно совпало с становлением национального характера. Вместе с Возрождением и Новым временем к западным славянам пришло особое чувство "самости".

Именно эти причины приводят нас к анализу многих положений теории одного из самых знаменитых педагогов мира - Яна Амоса Каменского. У древних китайцев существовало проклятье: "Чтоб ты жил в эпоху перемен". Коменский не просто жил в эпоху перемен, он был одним из творцов перемен, одним из строителей современного мира.

"Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница, на большой, прочно построенной мельнице, несколько похожей на крепость. Наверное, это была одна из лучших мельниц в Моравии. Она принадлежала дяде Яна, а его отец, Мартин, одно время служил в Нивнице при имении дворянина из Куновиц. Сам Мартин был из соседней Комне, куда семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский". [7, с.7]

Детство Коменского пришлось на период разгула в Европе последнего страшного "бича человеческого" - чумы. За несколько лет, когда ему было десять лет, подряд умерли его отец, мать, две сестры. Кроме того, Чехия, зажатая между вечно противоборствующими Австрией и Венгрией, оказалась в полосе постоянных стычек армий и иррегулярных банд обоих сторон. И как обычно в такой ситуации ответом на притеснения с обеих сторон становится собственное сопротивление. Оно выразилось в создании гуситского (табористского) движения. Его умеренным, культурно-религиозным крылом стала протестантская секта Чешских (Моравских) братьев.

В 1608 году Ян Коменский становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове, крупнейшей и "лучшей среди братских учебных заведений" [7, с. 14]. В 1611 году он проходит обряд протестантского крещения и прибавляет в своему имени второе - Амос. По рекомендации ректора школы Яна Ланеция он, в том же году, отправляется в Герборнский университет. В 1613 году Коменский перебирается на богословский факультет Гейдельберга.

Страницы: 1 2 3 4 5

ПСАММОФИТЫ (от греч . psammos - песок и phyton - растение), растения, приспособленные к жизни на подвижных песках. Деревья и кустарники образуют придаточные корни на стволах (саксаул, кандым), травы - подземные побеги или длинные корневища (осока песчаная). Используются для закрепления песков.

ЦЗИНЬЧЖОУ (Цзиньсянь) , город в Северо-Вост. Китае, пров. Ляонин, на р. Сяолинхэ, близ Ляодунского зал. 580 тыс. жителей (1990). Химическая, текстильная, фарфоровая, металлообрабатывающая промышленность.

ДИНАФТАЛИТ , патронированное взрывчатое вещество, зерненая смесь аммиачной селитры и динитронафталина. Теплота взрыва 4,1 МДж/кг.