Ян Амос Каменский Ян Амос КаменскийСтраница 11
Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. "Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени твоего, все это от твоих рук". [1, с. 476]
Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества.
В "Великой дидактике" немаловажное значение уделяется понятию природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе прежде всего государства.
"Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы . У варваров же все похоже на рзавязанный сноп или песок без цемента" - писал Коменский в трактате "О развити природных дарований". [7, с. 182]
Основываясь на примерах детей-Маугли, каких, вероятно, было немало в стране пожираемой огнем войн и эпидемий, Коменский доказывает, что человек "без воспитания становится не чем иным, как только зверем" [1, с. 283]. Он утверждает, что воспитание и образование нужно всем категориям людей, богатым и бедным, умным и глупым, начальникам и подчиненным, мужчинам и женщинам. Ни один человек не может избежать образования, ибо именно оно делает человека настоящим человеком.
В школах нужно стремиться к тому, чтобы:
I. При посредстве наук и искусств развивались природные дарования.
II. Совершенствовались языки.
III. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями. [1, с. 295]
Коменский неоднократно пытается определить так называемое "правильное образование", вкладывая в него собственное христологическое содержание. Но сама по себе мысль о правильности той или иной формы образования является ценной для нас. С древних времен до сегодняшнего дня в школах разных народов боролись и продолжают бороться различные педагогические системы. Каждая из них считает именно свою точку зрения в качестве единственно правильной. Но единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.
В этом смысле деятельность школ, построенных по формуле Коменского выдерживает пока испытание временем. Они отвечали требованиям складывающейся социальной системы индустриального общества. Если постиндустриальное общество станет реалией времени, то оно может потребовать и изменения системы школьного образования. Но новые системы образования, приспособленные к обстановке меняющегося мира, пока еще не вышли за рамки эксперимента.
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ.
Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов.
ЕВРАЗИЙСТВО , идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Началом движения стал выход сборника "Исход к Востоку" (София, 1921) молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как "Евразию", особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На 1-м этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя "сменовеховству" в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (Сувчинский, Л. П. Карсавин, П. С. Арапов, Т. П. Святополк-Мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного Политического Управления (Н. Н. Ланговой, С. Я. Эфрон и др.), вызывала протест другой части евразийцев и после ряда расколов на грани 20-30-х гг. евразийство пошло на убыль.
МИКРО ... (от греч. mikros - малый),1) часть сложных слов, указывающая на малую величину чего-либо, напр., микроорганизм.2) Приставка для образования наименьших дольных единиц, равных одной миллионной доле исходных единиц; обозначение: мк.
ГАТЬ , настил из бревен или хвороста для проезда, прохода через болото, топкое место и т. п.