Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Формы организации процесса обучения: традиции и новации
Страница 3

В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством». [ 3.6]

Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и учащимися. В зависимости от структуры учебного общения В. К. Дьяченко классифицирует общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Понятие «организация» в «Философской энциклопедии» трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение соотношение частей какого либо объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует прежде всего в определённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения.

Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной органи­зации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная ра­бота, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдель­ных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концеп­ции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у школьников си­стемные знания и личностные качества. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возра­стные особенности школьников требуют соответствующей, адекват­ной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвиж­ную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность созда­вать разнообразие и многообразие обучающих форм.

1.2 Исторический аспект использования различных форм обучения

Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного че­ловека к другому, от старших к младшим. С появлением пись­менности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкому кругу людей система индивидуаль­ного обучения своеобразно трансформировалась в индивидуаль­но-групповую. Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10 — 15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэ­тому в группе могли быть ученики разного возраста, разной сте­пени подготовленности. Начало и окончание занятий для каж­дого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуали­зированы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

"ТАЙМ ИНКОРПОРЕЙТЕД" , "Time Incorporated", крупнейшее журнальное объединение в США. Основано в 1923 Г. Люсом (H. Luce) в Нью-Йорке. Издает журналы "Тайм", "Форчун" и др. (в США и др. странах). Владеет акциями издательских фирм, кинокомпаний. Имеет радио- и телевизионные станции.

ВОСЬМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА , в 1959-84 общеобразовательная школа в СССР, дававшая неполное среднее образование.

ЕЖЕГОДНИКИ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ , сборники астрономических таблиц, подразделяющиеся на основные, морские, авиационные и др.; содержат главным образом координаты небесных тел на определенные даты очередного календарного года.