Формирование экологических понятий на уроках русского языка Формирование экологических понятий на уроках русского языкаСтраница 2
Тревожная обстановка и нашей Курганской области. Значительно загрязнены реки Исеть, Миасс, Тобол, которые для хозяйственных и питьевых целей практически не пригодны. Не меньшую тревогу вызывает состояние атмосферного воздуха, особенно в областном центре, значительное загрязнение воздуха дают объекты теплоэнергетики. Немало острых проблем и в использовании главного богатства области – земли. Массовая распашка степных и луговых территорий, пойменных участков рек, береговых зон озер, обернулась эрозией и деградацией ценных почв. Большие площади заняты карьерами, дорогами, свалками. В поселке Глановый Щучанского района, имеются огромные запасы химического оружия, которое подлежит уничтожению на месте его хранения. Все это вызывает экологическую обеспокоенность.
Я коснулась лишь некоторых экологических проблем, и все-таки даже минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического образования школьников не надумана и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики.
Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках, экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным. Однако в настоящее время качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать удовлетворительной. По-прежнему актуально звучат слова К.Д. Ушинского: «Странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике» (18,5).
Актуальность этой проблемы и побудила нас исследовать тему «Формирование экологических понятий на уроках русского языка», так как экологическое образование и воспитание может проходить через интегрированные уроки, загадки, сочинения, словарные слова, кроссворды, диктанты, упражнения экологического характера. Мы решили показать на примере уроков русского языка, фрагментов уроков, заданий, как у детей формировать нормы поведения, углублять и систематизировать знания по охране окружающей среды, научить видеть красоту природы, понимать ее ценность.
Для наиболее полной разработки взятой темы, были определены следующие цель и задачи.
Цель: Формирование правильного экологического сознания у учащихся начальных классов.
Задачи: 1. Формирование экологических понятий на уроках русского языка.
2. Выявление условий, способствующих формированию экологических понятий и экологического воспитания.
3. Воспитание у учащихся тревоги по поводу глобальных экологических проблем, ответственности за состояние окружающей среды и деятельности по ее охране.
Исходя из цели, мы определили объект, предмет и гипотезу исследования.
Объект: процесс формирования нравственно-экологических понятий.
Предмет: раскрытие экологических понятий через уроки русского языка.
Гипотеза: если исследовательский процесс пройдет успешно, то процесс формирования экологических понятий будет более эффективен.
ГИМНАСТИКА (греч . gymnastike, от gymnazo - упражняю, тренирую), система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Различают основные гимнастики (включая гигиеническую и атлетическую), прикладные виды гимнастики (в т. ч. производственную), спортивную, художественную гимнастику, спортивную акробатику.
ОДИНЦОВ Борис Николаевич (1882-1967) , российский почвовед. В 1922 выслан из СССР, жил в Праге, с 1951 в США. Труды по почвоведению, агрохимии, рациональной обработке почв. Автор фундаментальной монографии "Органические вещества почв и их влияние на ее плодородие" (1925).
ЦЕЦ Иоанн (1110-80) , византийский филолог-эрудит, дидактический поэт.