Формирование характера в подростковом возрасте Формирование характера в подростковом возрастеСтраница 3
Переоценивая значение своих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей.
Отсюда стремление подростков к самостоятельности и известной «независимости», отсюда - их болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы. Полезное и хорошее, вообще говоря, стремление к самостоятельности часто осложняется у подростков в силу повышенной чувствительности к оценке их личности и поведения взрослыми и может принять, если это взрослыми не учитывается, отрицательные формы сопротивления чужому влиянию, непризнание авторитета взрослых, игнорирование предъявляемых к ним требований.
Как уже указывалось, определенного и устойчивого представления о себе подростки часто еще не имеют. Этим и объясняется повышенная чувствительность оценке их поступков и результатов деятельности со стороны старших, к своим успехам и неудачам. Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы» положительных или отрицательных качеств своей личности. Поэтому даже отдельные неудачи или отрицательных оценки со стороны окружающих могут вызвать у подростка неуверенность в своих силах, робость и застенчивость, представление о собственной неполноценности.
Равным образом и случайный успех, отдельная удача, похвала, одобрение, положительный отзыв могут привести к переоценки своих сил и возможностей, сомнению и самонадеянности и наоборот.
Подростков, как уже учитывалось, характеризует общий подъем жизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. Этим и определяется, в основном, та, бурная активность, кипучая энергия, инициативность, которые свойственны подавляющему большинству подростков. Для подростков характерна неисчерпаемая жажда деятельности, большая подвижность, стремление активно учувствовать в окружающей жизни, интерес ко всему происходящему во круг. Подросток не может сидеть без дела, не любит «просто отдыхать». Он постоянно занят чем – то, хочет, что-то узнать, изучить, познать, овладеть тем или иным умением. Если его энергия, активность не находит правильного выхода, то она проявляется в озорстве, шалостях, лихачестве, возня, беготне, а нередко приводит к более тяжелым случаям нарушения дисциплины. Далее следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неуравновешенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.
ЦЕПНОЙ ЭКСКАВАТОР , многоковшовый экскаватор непрерывного действия; рабочий орган в виде жесткой или шарнирной рамы с бесконечной ковшовой цепью. Применяется главным образом для разработки мягких пород в карьерах.
ЕЛЮЙ ЧУЦАЙ (1189-1243) , с 1218 советник Чингисхана, сопровождавший его в завоевательных походах в Ср. Азию. Автор "Описания путешествия на Запад".
ЕГИПТОЛОГИЯ , область востоковедения, изучающая язык и письмо, историю, культуру и археологические памятники Др. Египта.