Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития
Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития
Страница 51

В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

Умению выделить сомнительный звук помогут отличительные частные признаки правила правописания безударных гласных в корне слов, раскрытые М.Р. Львовым:

1) безударность, отсутствие ударения, неясность звучания;

2) гласные [а], [о],[е],[и] как наиболее опасные;

3) место в слове – корень.

Учитывая отличительные признаки правописания безударных гласных в корне слов, можно определить структуру этого правила. В самом правиле можно выделить четыре составляющих его ступени:

Что надо проверять?

Проверять надо безударную гласную.

Где надо проверять?

Проверять безударную гласную надо в корне слова, так как написание безударных гласных в других частях слов не подчиняется правилу.

Как надо проверять?

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать к этому слову родственное слово или изменить форму слова.

Чем надо проверять?

Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует произношению.

В ходе изучения данного правила ученик должен поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, подобрать к слову родственные слова или изменить форму слова, выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне. [31, 47]

Приведем примеры упражнений и дидактических игр, которые учитель может использовать в работе под правилом правописания безударных гласных:

1. Дидактическая игра «Забей гол».

На доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух команд. У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество голов.

р ка

в…да

п…тно

гр бы

ш рфы

Страницы: 47 48 49 50 51 52 53 54 55

ПРАДХО-БЕЙ (Prudhoe Bay) , газонефтяное месторождение в США. Входит в Северного склона Аляски нефтегазоносный бассейн. Открыто в 1968. Залежи на глубине 0,75-3,2 км. Начальные запасы нефти 1,3 млрд. т, газа 730 млрд. м3. Плотность нефти 0,844-0,913 г/см3, содержание в газе метана 44%.

ЖУЖЖАЛА , семейство насекомых отряда двукрылых. Длина 0,8-30 мм. Св. 4 тыс. видов. Распространены широко, наиболее обильны в сухих тропиках и субтропиках. Большинство жужжал - паразиты саранчовых, бабочек, наездников, одиночных пчел.

ЦАРЬ (от лат . caesar - цезарь), в России в 1547-1721 официальный титул главы государства. Первым царем был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.