Формирование педагогического мастерства преподавателя технического ВУЗа Формирование педагогического мастерства преподавателя технического ВУЗаСтраница 1
содержание
введение 3.
1. Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вузаи типы преподавателей. 4.
2. Проблемы общения преподавателя и студента на экзамене. 11.
3. Особенности взаимоотношений преподавателя и студента. 16.
список используемой литературы 22.
введение
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Анализ первых профессиональных шагов преподавателей показывает, что они определяют выбор направления, по которому пойдёт дальнейшая эволюция профессионально-педагогического общения. Причём возможны не только эволюция, но и становление педобщения от пассивно-информативного стиля к авторитарно-монологическому или доверительно-диалогическому.
1. Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза, типы преподавателей.
Важнейшим условием совершенствования учебного процесса является повышение педагогического мастерства преподавателя, который был и остаётся стержневым звеном любой педагогической системы. В проблеме формирования мастерства преподавателя необходимо обратить на два момента.
С одной стороны, особенность педагогической деятельности, связанной со спецификой её объекта, которым является человек (он же субъект деятельности), постоянная изменчивость педагогических ситуаций - всё это не позволяет педагогу опираться на какую-то одну, раз и навсегда усвоенную систему действий. С другой стороны, при разработке методологических основ оптимизации учебного процесса возникает проблема соотношения творчества педагога и определённого алгоритма действий, которые преподавателю надо постоянно осуществлять. При всём многообразии педагогических систем и работающих в них педагогов есть общие закономерности их функционирования. Выявление этих закономерностей, формулирование их в виде предписаний алгоритмического типа для определённого класса педагогических задач, выявление закономерностей в области обучения оперированию с этими предписаниями - задача педагогики.
Как справедливо утверждает Ю.К. Бабанский, существует диалектическая связь между нормативом и творчеством в педагогическом труде, которые отнюдь не исключают друг друга, а взаимно предполагают, взаимно обогащают и, по существу, не могут обходиться друг без друга.
Проблема педагогического мастерства занимает видное место в исследованиях советских и зарубежных учёных. В буржуазной педагогике можно встретить немало работ, посвящённых эффективности деятельности преподавателя. Однако их анализ не позволяет говорить о подлинно научной разработанности проблемы. Большой вклад в разработку проблемы педагогической деятельности и мастерства преподавателей внесли исследования, выполнены под руководством Н.В. Кузьминой, которые позволили выделить ряд закономерностей педагогической деятельности, определить критерии эффективности деятельности преподавателя, уточнить и апробировать теоретическую модель педагогической деятельности. В качестве такой модели выступает психологическая структура деятельности преподавателя, представляющая собой взаимосвязь, систему и последовательность его действий, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В данной структуре находят отражение все умения, необходимые для решения педагогических задач, возникающих в процессе реализации целей педагогической системы, которые соответствуют пяти функциональным компонентам данной структуры: гностическому, конструктивному, коммуникативному и организаторскому.
ЖУХОВИЦКИЙ Леонид Аронович (р . 1932), русский писатель, публицист, драматург. В прозе и драматургии - актуальные социально-нравственные вопросы. Сборники рассказов и повестей: "Дом в степи" (1959), "Адрес на обложке" (1961), "Легенда о Ричарде Тишкове" (1972), "Ключ от города" (1980), "Витязь на распутье" (1983) и др. Роман "Остановиться, оглянуться..." (1969). Пьесы "Верхом на дельфине", "Одни без ангелов" (обе 1970) и др.
ИНДЕРАГИРИ (Inderagiri) , река на о. Суматра, в Индонезии. Ок. 400 км, площадь бассейна св. 20 тыс. км2. Истоки в хр. Барисан, большая часть течения - на заболоченных равнинах Вост. Суматры; впадает в Южно-Китайское м. Средний расход воды ок. 1100 м3/с. Судоходна на 150 км от устья.
КАРАЦУПА Никита Федорович (1910-1994) , пограничник, Герой Советского Союза (1965), полковник (1958). В 1932-61 в пограничных войсках. Задержал и уничтожил св. 450 нарушителей границы.