Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корнеСтраница 6
Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами ее решения в зависимости от разновидности орфограммы.
К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками.
Работу по освоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.
1.Предъявление слова.
В настоящее время используются следующие способы:
а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки (из набора "картинный словарь");
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.
Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым "слуховым" образом слов.
2.Работа над "слуховым" образом слов.
В школьной практике распространен следующий способ подачи "словарного" слова: сначала учащиеся отгадывают загадку (или рассматривают картинку). Затем учитель поясняет: "Сегодня мы познакомимся с новым словом. Посмотрите, как оно пишется, запомните его написание. Теперь давайте разберем это слово!" Проводится звуковой анализ, выявляется безударный гласный и т.д.
Такой порядок работы неудачен, так как учащиеся пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия.
Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют "трудное" место.
БЕРНЕТ (Burnet) Фрэнк (1899-1985) , австралийский вирусолог и иммунолог. Описал возбудителя ку-лихорадки. Труды по экологии вирусов. Один из авторов т. н. клонально-селекционной теории иммунитета. Исследовал механизмы аутоиммунных болезней. Нобелевская премия (1960, совместно с П. Б. Медаваром).
ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (1808-79) , французский график, живописец и скульптор. Тесно связан с демократическим движением, мастер сатирического рисунка и литографии. Острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (литографии - "Улица Транснонен", 1834; серия "Добрые буржуа", 1846-49). В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск ("Дон Кихот", ок. 1868).
ЖОРЕС (Jaures) Жан (1859-1914) , руководитель Французской социалистической партии, затем СФИО (с 1905). Основатель газеты "Юманите" (1904). Активно выступал против колониализма, милитаризма и войны. Убит 31 июля 1914, в канун 1-й мировой войны. Исследования по истории Французской революции кон. 18 в.