Язык как особая система знаков Язык как особая система знаковСтраница 2
Знаки языка обладаю реальными свойствами. По отношению к вещам знаки не мотивированны свойствами этих вещей, но мотивированны создавшей их системой; звуковая сторона языка по отношению к смысловой не мотивирована ее, смысловой стороны, свойствами, но мотивирована системой; знак языка вступает в линейные отношения с другими в составе более сложного языка обладает устойчивостью в силу традиции, необходимой обществу, и изменяется - в силу изменения условий его применения; каждый знак языка обязательно связан или соотнесен с другими знаками; знаки языка как элементы его системы сращены системой сознания, а через нее - с системой социальной жизни людей; знаки языка функционируют и развиваются в пределах своей системы и под давлением систем сознания и общества. Знаки языка допускают структурную и функциональную типологию.
Проблема знаковой природы остается одной из центральных в современной лингвистике, а также в семиотике и философии.
II 1. Определение “знака”. Типы знака.
Современная лингвистика признает язык сложной знакофой системой. Этой точки зрения, несмотря на больние теоретические трудности, с нею связание, придерживается подавляющее большинство ученых. Сложность обусловлена во многом многоликостью термина “знак”. Условимся, не претендуя на окончательность решения, считать знаком любой материальный носитель социальный информации. А информацией будем называть след, остовляемый в объекте (системе) А воздействием объекта (системы) Б.
В обществе применяются знаки нескольких типов. Наиболее известны знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы и языковые знаки. Знаки – признаки несут некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними:дым в лесу может информировать о разведенном костре, всплеск на реке – об играющей в ней рыбе, морозный узор на стекле окна – о температуре на улице. Знаки – сигналы несут информацию по условию, по договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (ялениями), о которых они информируют: зеленая ракета может означать начало атаки или какого-либо празднества, два камня на берегу показывают масто брода, удар в гонг означает окончание работы. Знаки – символы несут информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков, осознаваемыхв роли представителей всего явления, его сущности; эти свойства и признаки и можно узнать в знаках – символах (рисунок соединенных во взаимном пожатии рук – символ дружбы, изображение серпа и молота – символ союза рабочих и крестьян, голубь – символ кротости, а в наше время – символ мира). Совершенно особое место в типологии знаков занимают знаки языка.
ЙОММЕЛЛИ (Jommelli) Никколо (1714-74) , итальянский композитор. Представитель неаполитанской оперной школы. В его творчестве проявились тенденции, близкие оперной реформе К. В. Глюка. Оперы "Артаксеркс" (1749), "Фаэтон" (1753) и др.
ЧИВИЛИХИН Владимир Алексеевич (1928-84) , русский писатель. Нравственно-социальные проблемы в повести "Про Клаву Иванову" (1964), "Елки-моталки" (1965). Тема человека и природы в книге "Шведские остановки" (1974), "По городам и весям" (1976). Роман-эссе о русской истории "Память" (кн. 1-2, 1978-84; Государственная премия СССР, 1982).
ГУЛЬСТРАНД (Gullstrand) Альвар (1862-1930) , шведский офтальмолог. Труды по оптике глаза. Нобелевская премия (1911).