Формирование личности в подростковом возрасте
Формирование личности в подростковом возрасте
Страница 12

Общий дух социально-возрастных отношений любого общества – это плоть от плоти отношения господства.

Выдающийся немецкий психолог Макс Вебер разработал типологию форм лигитимного господства (узаконенного):

А) «Легальное господство», осуществляемое специально обученными людьми.

Б) «Традиционное господство», основанное на вере в святость правил, порядков. Прообраз таких отношений – патриархальная семья.

В) «Харизматическое господство», основанное на признании за «учителем»,

«вождем» только ему присущих способностей требует безоговорочного подчинения, но уже в силу личной привязанности. Такое лидерство характерно для религиозных сект.

Хотя эти типы господства не встречаются в чистом виде, каждый из них по- своему определяет формы социализации – формальное обучение, иерархические отношения между учителем и учеником.

В основе педагогики сотрудничества лежит принцип социального равенства. Это предполагает преодоление некоторых стереотипов сознания.

Чтобы координировать усилия социальных институтов, надо четко представлять себе тенденции и развитие каждого.

Подросток и сверстники. С переходом ребенка в среднюю школу, его связи с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.

Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе.

Существует несколько типов подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, с довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли как «лидер», «адъютант лидера»- физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму – условные знаки, свои клички, свои обряды. Подобные группы чаще образуются из подростков мужского пола.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ЦИНГЕР Николай Яковлевич (1842-1918) , российский астроном и геодезист, член-корреспондент Петербургской АН (1900). Разработал метод определения поправки часов (способ Цингера).

ОРЛОВ Алексей Григорьевич (1735-1807/08) , граф (1762), генерал-аншеф (1769). Брат Г. Г. Орлова. Один из главных участников дворцового переворота 1762. Командовал российской эскадрой в Средиземном м. За победу у Чесмы (1770) получил титул Чесменского. С 1775 в отставке.

УМАНЬ , город (с 1795) на Украине, Черкасская обл. Железнодорожная станция. 92,7 тыс. жителей (1991). Машиностроение (сельскохозяйственное, приборостроение и др.), пищевая, легкая промышленность. 2 вуза. Музеи: краеведческий, истории газеты "Искра", Г. И. Котовского; картинная галерея Дендрарий "Софиевка" АН Украины - памятник садово-паркового искусства 18-19 вв. Известен с 1616.