Формирование личности в подростковом возрасте Формирование личности в подростковом возрастеСтраница 40
Методика «Оценка отношений подростка с классом» была проведена в Группе № 13 ГОУ ПЛ – 10, среди подростков 15 – 16 лет.
Испытуемые:
1)Пахомов Александр, 15 лет.
2)Никулин Олег, 16 лет.
3)Черноусенко Виталий, 16 лет.
4)Глазков Андрей, 15 лет.
5)Бобков Александр, 15 лет.
6)Худяков Евгений, 15 лет.
7)Климушин Станислав, 15 лет.
8)Иванов Валерий, 15 лет.
9)Логинов Михаил, 15 лет.
10) Рябов Дмитрий, 15 лет.
Протокол ответов: ( См.: Приложение № 1).
Проведя диагностику, мы выяснили, что:
1) Пахомову Александру присущ коллективистический тип восприятия группы, причем он выражен неявно.
2) Никулину Олегу – коллективистический, с заметным давлением прагматического.
3) Черноусенко Виталию – сильно выраженный прагматический тип восприятия группы.
4) Глазкову Андрею – также принадлежит прагматический тип восприятия группы, но он менее ярок.
5) Бобков Александр – явный коллективистический тип восприятия группы.
6) Худяков Евгений – индивидуалистический тип восприятия группы.
7) Климушину Станиславу принадлежит также индивидуалистический тип.
8) Иванов Валерий обладает прагматическим типом восприятия группы.
9) Логинов Михаил – не яркий индивидуалистический тип.
10) Рябову Дмитрию присущ прагматический тип.
Проведя данную диагностику, мы можем оценить степень общительности и открытости юношей, их уровень приспособленности, что является фактором формирующейся личности.
Проанализировав, пришли к выводу, что группа, проучившись вместе 4 месяца, еще не сплотилась в единый коллектив. В группе нет явного лидера. Преобладающий тип восприятия – прагматический, но он выражен не ярко. Наряду с ним, одинаковое место занимают индивидуалистический и коллективистический типы восприятия группы (Диаграмма № 1).
Таким образом, для этой группы характерно достижение индивидуальных целей каждого ученика, при этом сама группа оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Предпочтение отдается компетентности.
Но среди ребят просматриваются и индивидуалисты, относящиеся к группе нейтрально, и коллективисты, для которых на первый план выступают проблемы группы. У них проявляется потребность в коллективных формах работы.
Диаграмма № 1.
Теперь мы видим, что группа неоднородна, как складываются взаимоотношения в ней (индивидуалисты более единоличны, коллективисты сплоченнее). Это как нельзя лучше говорит о развитии личности. Она, в свою очередь, не может развиваться вне социума, а учебное заведение и компания сверстников в подростковом возрасте – важнейшие институты социализации, влияющие на ее формирование.
1 Вейнвальд Н. И. «Психология личности». – М., 1987.
2 Леонтьев А. Н. «Деятельность. Сознание. Личность». – М., 1982.
1 Рубинштейн С. Л «Основы общей психологии». – М., 1989.
1 Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». – М., Просвещение, 1968.
1 Мадорский Л. Р. «Глазами подростков». – М. Просвещение, 1991.
1 Кон И. С. «Психология ранней юности». – М. Просвещение, 1980.
ЭКРАНИЗАЦИЯ , интерпретация средствами кино произведений прозы, драматургии, поэзии, а также оперных и балетных либретто.
ЖАК-ДАЛЬКРОЗ (Jaques-Dalcroze) Эмиль (1865-1950) , швейцарский композитор и педагог. Создатель системы музыкально-ритмического воспитания. Его метод, основанный на связи музыки с движением, применялся в балетных школах и специальных институтах других стран, в т. ч. в России. Оперы, симфонии, вокально-симфонические и инструментальные сочинения.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ , см. Транспорт.