Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
Страница 35

Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных [4, с.32]. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой буквы [Глава 2, п.2], что составляет необходимую основу для выработки графического навыка.

Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это прежде всего прощания: круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения. Реализуется этот принцип в идентичности формы буквенного знака и последовательности изображения. Так, все буквы, имеющие в своем составе овал ( _), прямую линию с четвертым овалом ( _) и линии с петлей, переходящий в строчный овал ( ), имеют лишь один вариант начертания, в котором используется прием нижнего повтора.

Такой подход избавляет ученика от нежелательного переваривания на дальнейшем этапе выработки автоматизированности действия письма, предупреждает ломку и перестраивание элементарного графического навыка, основы которого формируются на уроках письма в период обучения грамоте.

Формирование автоматизированности графического и индивидуального каллиграфического почерка у учащихся основано на логическом принципе группировки письменных знаков [4, с.34]. Суть этого принципа заключается в том, что все буквы объединены в 8 групп по признаку наличия в них общего (одного из восьми) элемента. Границы между выделенными группами подвижны, так как один и тот же буквенный знак одновременно входит в разные объединения в зависимости от его поэлементного состава. Если буква имеет 3 разных по форме элемента, то она включена в 3 группы. Например, буква « » строчная состоит из 3 элементов: прямой линии, линии с закруглением с одной стороны и линии с закруглением с двух сторон. Следовательно, она входит в 3 группы: первую – по линии с закруглением с одной стороны, пятую по линии с закруглением с двух сторон и в седьмую – по прямой.

Последовательность отработки начертания букв определяется частотность повторения в них каждого из 8 элементов. Так, если элемент: линия с закруглением с одной стороны – входит в состав 14 строчных и 15 заглавных букв, то начертание буквенных знаков этой группы отрабатывается в первую очередь. Второй по порядку является группа, состоящая из 27 больших и малых букв, объединенных на основе плавной линии как общего элемента. Причем лишь 16 букв из этого количества являются новыми в сравнении с первой группой, а 11 букв повторяются. При изучении 3 группы появляются еще 10 новых букв в сравнении с первыми двумя группами Т.О., только первые 3 группы включают в себя 54 буквенных знака (больших и малых) – почти весь алфавит. Остальные 9 букв изучаются в следующих 5 группах.

Страницы: 31 32 33 34 35 36 37 38 39

ЮГА , в индуистской мифологии длительная эра развития человечества (Критаюга, Третаюга, Двапараюга и Калиюга).

ЛИНИЯ ТОКА , линия, проведенная в потоке жидкости или газа так, что касательная к ней в любой точке совпадает с направлением вектора скорости в данный момент времени.

ЖАБОТИНСКИЙ Леонид Иванович (р . 28 января 1938, село Успенка Краснопольского района Сумской области), украинский спортсмен (тяжелая атлетика); заслуженный мастер спорта (1964). Двухкратный чемпион Олимпийских игр (1964, 1968) в тяжелом весе; чемпион мира (1964-66, 1968), Европы (1966, 1968), СССР (1964-69). Рекордсмен мира (1963-70). Разносторонний атлет Юность провел в Харькове. Увлекался боксом, борьбой, легкой атлетикой, в 19 лет стал мастером спорта по толканию ядра и бронзовым призером чемпионата Украины. После окончания 7 классов работал на Харьковском тракторном заводе, занимался в секции тяжелой атлетики под руководством тренера М. П. Светличного. Дебютировал в чемпионате Украины (1957) и, набрав в сумме троеборья (рывок, толчок, жим) 415 кг, занял третье место. В 1957 поступил в Харьковский педагогический институт (окончил в 1964). Противоборство На первенстве СССР в Днепропетровске (1961) впервые набрал в троеборье 500 кг и занял второе место в тяжелом весе. Вскоре стал основным конкурентом олимпийского чемпиона и мирового рекордсмена Ю. Власова. В 1963 установил первый мировой рекорд (в рывке 165 кг), вошел в состав сборной СССР и стал третьим призером чемпионата мира в Стокгольме. На Олимпийских играх в Токио (1964), в острейшем соперничестве с Власовым (японские газеты писали: "Кто не видел поединка Власова и Жаботинского - не видел Олимпиады") установил олимпийские рекорды в сумме троеборья (517,5 кг) и рывке (167,5), мировой рекорд в толчке (217,5 кг) и, опередив конкурента на 2,5 кг, стал чемпионом. Через четыре года в Мехико (1968) вновь не имел себе равных (в отсутствии Власова), опередив серебряного призера в сумме троеборья на 17,5 кг. Последние рекорды После четырехлетнего перерыва (1969-73), перенеся тяжелую болезнь и операцию, сумел вернуться в "большой спорт". В 1973 выиграл Кубок СССР и установил мировой рекорд (рывок, 183,5 кг). Последний свой мировой рекорд установил в 1974 на чемпионате Вооруженных сил (рывок, 185,5 кг). Несколько лет был тренером сборной Вооруженных сил. В 1987-91 работал военным советником на Мадагаскаре. В 1991 уволился в запас в чине полковника.