Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей
Страница 10

Здесь главное место занимает восприятие литературно-художественных произведений, так как именно эта умственная деятельность совершенствуется под воздействием обучения при усвоении самой литературы и основ литературоведения. Что касается собственно литературного творчества учащихся (школьные учебные сочинения различных видов, рецензии, доклады, заметки в стенгазету и т.п.), то оно имеет подчиненный характер и служит общему развитию, совершенствованию художественного восприятия и речи учащихся.

Структура способности мыслить словесно-художественными образами еще ждет своего исследования, и прежде всего психологическом плане. В последнее время сделаны шаги в этом направлении. Например, определяя структуру так называемого читательского таланта, А.Г.Жабицкая называет следующие компоненты: "а) развитое воссоздающее воображение, способность к дорисовке целостного образа, адекватного структуре художественного произведения на основе отдельных художественных деталей; б) способность к восприятию метафорического языка искусства, понимание идейно-смыслового значения художественных деталей, богатство и подвижность ассоциаций при восприятии образов; в) способность эмоционально реагировать на особое "видение", мироощущения писателя, проявляющееся в произведении;

г) сформированность понятия о литературном приеме и способность осуществлять перенос в использовании этого понятия; д) сформированность критериев хорошего эстетического вкуса".

За исключением последнего компонента, который имеет самостоятельное широкое значение как одна из форм эстетического отношения (вкус) и выходит за рамки читательских способностей как структуры, остальные перечисленные частные способности "действуют" на уровне восприятия формы литературного произведения или на уровне представлений воображения. Здесь явно не достает способности к художественному обобщению, к "схватыванию" произведения как целого, как художественного единства.

Сложная структура способности мыслить словесно-художественными образами своеобразно выявляется в процессе читательского восприятия.

Что же касается самого понятия "художественное восприятие", или, точнее, "восприятие художественной литературы", то оно в данном случае требует некоторых разъяснений и терминологических уточнений.

Термин "восприятие" используется здесь как обозначение глубоко содержательного и широкого процесса, протекающего не только на ступени абстрактного мышления, захватывающего очень широкую сферу психики человека (на ряду с мышлением нравственные и эстетические чувства, воссоздающее и творческое воображение, логическую и эмоциональную память, специальные способности и др.).

В широком понимании термина "художественное восприятие" автор присоединяется к П.М.Якобсону, который пишет: "Дело в том, что мы очень часто пользуемся термином

"восприятие" в двух значениях. Мы говорим о восприятии в узком смысле слова, а также в широком его понимании, подразумевая при этом различные акты мышления, истолкования, нахождение связи в процессе восприятия предмета".

В.Ф.Асмус в статье "Чтение как труд и творчество" раскрывает восприятие литературного произведения как сложный процесс.

"Ум читателя во время чтения активен. Он противостоит и гипнозу, приглашающему его принять образы искусства за непосредственное явление самой жизни, и голосу скептицизма, который нашептывает ему, что изображенная автором жизнь есть вовсе не жизнь, а только вымысел искусства. В результате этой активности читатель осуществляет в процессе чтения своеобразную диалектику. Он одновременно и видит, что движущиеся в поле его зрения образы - образы жизни, и понимает, что они - не сама жизнь, а только ее художественное отображение".

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ Германии (ХДС) , ведущая политическая партия, оформилась в 1950. Образует в бундестаге единую с Христианско-социальным союзом фракцию.

НАЙДЕНОВЫ , русские предприниматели: 1) Егор Иванович (1745-1821), из крепостных крестьян, с 1816 купец, предприниматель. 2) Александр Егорович (1789-1864), занимался торговлей и текстильным производством. 3) Николай Александрович (1834-1905), лидер московских предпринимателей - один из учредителей Московского торгового банка, председатель Московского биржевого комитета.

ЖИВОТНЫЕ , организмы, составляющие одно из царств органического мира. Общие свойства животных и растений (клеточное строение, обмен веществ) обусловлены единством их происхождения. Однако, в отличие от растений, животные - гетеротрофы, т. е. питаются готовыми органическими соединениями, т. к. не способны синтезировать питательные вещества из неорганических соединений; как правило, активно подвижны. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные типы: простейшие (часто рассматривают как подцарство, включающее несколько типов), губки, кишечнополостные, плоские, первичнополостные, кольчатые черви, моллюски, членистоногие, иглокожие, хордовые (в т. ч. подтип - позвоночные). По разным оценкам, ныне существует от 1,5 до 2 млн. видов животных (большинство - насекомые). Численность многих видов сокращается (см. Красная книга, Охрана природы).