Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями
Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями
Страница 9

В своем развитии ребенок, вероятно, повторяет - в очень ускоренном темпе - тот долгий и давний путь, которым человечество, развиваясь от первобытного состояния, пришло к нашему современному понятию времени. Это тоже был путь ощущения, восприятия, исследования и освоения мира. На самых первых порах источником ощущения и переживания времени было, наверное, стремление превратить желаемое в доступное. Как говорил еще сто лет назад французский психолог М.Гюйо: « Время закрыло доступ к себе существу, которое ничего не желало бы, ни к чему не стремилось…. Будущее- это не то, что идет к нам, а то, к чему мы идем.» Цель- действие- достижение. По этому образцу в сознании людей возникла цепочка «будущее - скоро - сейчас», которая превратилась потом в представление о последовательности мгновений, сменяющих друг друга в общем, потоке времени.

Восприятие времени человеком подготовлено всем ходом развития животного мира. Сознательное восприятие времени у человека складывалось в процессе социально-производственной практики. Различного рода орудия измерения времени, временные понятия и т.д. - это отсутствует у животных, для которых восприятие времени - явление чисто биологическое.

У человека ориентировка во времени состоят из двух форм отражения времени. Одна из них - непосредственное ощущение длительности, обусловленное висцеральной чувствительностью, на базе чего образуются условные рефлексы. Другая - собственно восприятие времени, которая, развиваясь на органической основе, связана с обобщающей функцией второй сигнальной системы. Непосредственное восприятие временной длительности выражается в нашей способности чувствовать ее, непосредственно оценивать и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени». В разных видах деятельности «чувство времени» выступает как чувство темпа, то, как чувство ритма, то, как чувство скорости. В формировании этого чувства определенную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов. Так, чувство времени наряду с чувственным восприятием включает и логические компоненты: знание мер времени. Таким образом, «чувство времени» опирается на взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

УДМУРТЫ (самоназвание - удмурт , устар. название - вотяки), народ, коренное население Удмуртии (497 т. ч.). Общая численность 747 тыс. человек (1992). Язык удмуртский. Верующие - православные.

ЧУЛАКИ Михаил Иванович (1908-89) , российский композитор, народный артист России (1969). В 1955-59, 1963-1970 директор и художественный руководитель Большого театра. Балет "Мнимый жених" (1946), "Юность" (1949), 3 симфония и др. Профессор Московской консерватории (с 1962). Государственная премия СССР (1947, 1948, 1950).

ЛИАНЫ , древесные и травянистые лазящие или вьющиеся растения, использующие в качестве опоры другие растения, скалы, здания и пр. Преимущественно во влажно-тропических лесах (ротанговые пальмы и др.), встречаются в Закавказье (ломонос, ежевика, сассапариль, плющ и др.), в Уссурийском кр. (лимонник, актинидия и др.). Повсеместно распространены травянистые лианы (вьюнок и др.). Важнейшие культурные лианы - виноград, хмель. Некоторые виды декоративны.