Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенкаСтраница 1
С О Д Е Р Ж А Н И Е :
ВВЕДЕНИИЕ:Мотивация проблемы . . 3
I. Теоретическая часть . 5
1. Нейрофизиологические основы развития ребенка. 5
а. Особенности строения мозга человека. 5
б. Специализация полушарий головного мозга. 9
2. Условия формирования речи у дошкольников . 11
а. Речедвигательного анализатора. . . 11
б. Проекция руки – одна из речевых зон мозга. . . 16
3. Содержание педагогической работы по развитию мелкой
моторики ведущей руки ребенка. . . 18
а. Пальцевая моторика и развитие речи. . 19
б. Подготовка руки ребенка к письму. . . 21
II. Практическая часть. . 24
1. Обследование речевого развития ребенка и
подвижности. . . 24
2. Методика работы с детьми по развитию мелкой
моторики пальцев рук. . . 28
1. Пальцы помогают говорить. . . 28
2. Как помочь ребенку овладеть навыком письма. . 39
3. Неправильно сформированный навык письма.
Формы и методы исправления неправильного
двигательного навыка. . . . 51
III. Экспериментальная часть. . 53
Выводы . . 56
Библиография . . . 58
Приложение . . . . 59
ВВЕДЕНИИЕ: мотивация проблемы.
« Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов », – писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга . Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган туда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.
Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Анализ исследований силы кисти правой руки школьников за два последних десятилетия (с 1974 года) показывает во всех возрастах отрицательную динамику. Наибольшее отставание наблюдается в младшем школьном возрасте. У мальчиков и девочек оно одинаково и составляет 15 – 16 %. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики у детей младшего школьного возраста. Приведенные факты связаны с отмечаемыми в последнее время отечественными и зарубежными педагогами трудностями обучения письму, встречаемыми сейчас гораздо чаще, чем 30 – 40 лет назад. Так, по данным М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, число детей с трудностями обучения письму составляет 20 – 30 %, и эти трудности не заканчиваются в начальной школе. Среди учащихся пятых классов таких детей 20 – 25 %.
ГОРНЯК , город (с 1958) на Украине, Донецкая обл., близ ж.-д. ст. Цукуриха. 16,4 тыс. жителей (1991). Добыча каменного угля.
ХРИПЫ , патологические дыхательные шумы, определяемые обычно при аускультации легких, главным образом при воспалительных изменениях в органах дыхания и скоплении мокроты; диагностический признак бронхита, пневмонии и др. заболеваний.
УЗБЕКИ (самоназвание - узбек) , народ, основное население Узбекистана (14 145 тыс. человек, 1992). Живут также в Афганистане (св. 1,7 млн. челвек), Таджикистане (ок. 1,2 млн. человек), Казахстане (332 тыс. человек) и др. Язык узбекский. Верующие - мусульмане-сунниты.