Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. ДавыдовСтраница 12
Знания человека находятся в единстве с его мыслительными действиями (абстрагированием, обобщением и т. д.). « .Знания . не возникают помимо познавательной деятельности субъекта и не существуют безотносительно к ней»51. Поэтому правомерно рассматривать знания, с одной стороны, как результат мыслительных действий, который имплицитно содержит их в себе, с другой — как процесс получения этого результата, в котором находит свое выражение функционирование мыслительных действий. Следовательно, вполне допустимо термином «знания» одновременно обозначать и результат мышления (отражение действительности), и процесс его получения (т. е. мыслительные действия). «Всякое научное понятие — это и конструкция мысли и отражение бытия»52. С этой точки зрения понятие является и отражением бытия, и средством мыслительной операции.
Естественно, что эмпирическим знаниям-понятиям соответствуют эмпирические (или формальные) действия, а теоретическим знаниям-понятиям — теоретические (или содержательные) действия.
Мышление школьников хотя и имеет некоторые общие черты, однако не тождественно мышлению ученых, деятелей искусства, теоретиков морали и права. Школьники не создают понятий, образов, ценностей и норм общественной морали, а присваивают их в процессе учебной деятельности. Но в процессе ее выполнения школьники осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры.
1 В своей учебной деятельности школьники воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм. Поэтому обучение в школе всем предметам необходимо строить так, чтобы оно, как писал Э. В. Ильенков «в сжатой, сокращенной форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и развития . знаний»53.
ФРАНКФУРТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1871 , подписан 10 мая во Франкфурте-на-Майне по окончании Франко-прусской войны 1870-71; Германия получила Эльзас, Вост. Лотарингию и контрибуцию в 5 млрд. франков.
ФОН (франц . fond, от лат. fundus - дно, основание), задний пространственный план картины. В переносном смысле - среда, окружение.
НАНСИ (Nancy) , город на северо-востоке Франции, административный центр департаментов Мерт и Мозель. Порт на р. Мерт и канале Марна - Рейн. 102 тыс. жителей (1990). Центр Лотарингского индустриального района. Машиностроение, производство художественного стекла и фаянсовых изделий. Университеты. Музеи: изящных искусств; школы Нанси; истории герцогства Лотарингского. Известен с 10 в. В 13-18 вв. резиденция лотарингских герцогов. Около Нанси 5.1.1477 наемная швейцарская пехота и эльзас-лотарингские войска герцога Лотарингского разгромили рыцарскую конницу бургундского герцога Карла Смелого (погиб в бою), что привело к распаду Бургундского герцогства. Ансамбль пл. Станислава, Карьер и Королевской - пример барочного градостроительства (18 в.).