Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. ДавыдовСтраница 12
Знания человека находятся в единстве с его мыслительными действиями (абстрагированием, обобщением и т. д.). « .Знания . не возникают помимо познавательной деятельности субъекта и не существуют безотносительно к ней»51. Поэтому правомерно рассматривать знания, с одной стороны, как результат мыслительных действий, который имплицитно содержит их в себе, с другой — как процесс получения этого результата, в котором находит свое выражение функционирование мыслительных действий. Следовательно, вполне допустимо термином «знания» одновременно обозначать и результат мышления (отражение действительности), и процесс его получения (т. е. мыслительные действия). «Всякое научное понятие — это и конструкция мысли и отражение бытия»52. С этой точки зрения понятие является и отражением бытия, и средством мыслительной операции.
Естественно, что эмпирическим знаниям-понятиям соответствуют эмпирические (или формальные) действия, а теоретическим знаниям-понятиям — теоретические (или содержательные) действия.
Мышление школьников хотя и имеет некоторые общие черты, однако не тождественно мышлению ученых, деятелей искусства, теоретиков морали и права. Школьники не создают понятий, образов, ценностей и норм общественной морали, а присваивают их в процессе учебной деятельности. Но в процессе ее выполнения школьники осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры.
1 В своей учебной деятельности школьники воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм. Поэтому обучение в школе всем предметам необходимо строить так, чтобы оно, как писал Э. В. Ильенков «в сжатой, сокращенной форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и развития . знаний»53.
ПОЛОЦКИЙ СИМЕОН , см. Симеон Полоцкий.
ЧИНШЕВИКИ , лично свободные крестьяне в Литве и западных районах Белоруссии, присоединенных к России. Являлись бессрочными наследственными арендаторами земель помещиков, которым они платили специальный денежный оброк - чинш, упраздненный в 60-е гг. 19 в.
ДЗИДЗО , божество японской буддийской мифологии, защитник путников и грешников.