Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. ДавыдовСтраница 17
При выделении и усвоении общего способа решения частных задач школьники сопоставляют пути решения многих частных задач, выделяя при этом некий общий путь. Так, для усвоения способа решения определенного типа физических задач школьникам требуется решить до 88 таких частных задач; для формирования обобщенного способа решения типовой арифметической задачи учебники иногда предлагают школьникам решить до 20—30 аналогичных задач66.
Однако в психологии был выявлен и принципиально иной путь формирования у школьников обобщенного способа решения задач. Так, В. А. Крутецкий писал: «Наряду с путем постепенного обобщения материала на основе варьирования некоторого многообразия частных случаев (путь большинства школьников) существует и другой путь, когда способные школьники, не сопоставляя «сходное», не сравнивая . осуществляют самостоятельно обобщение математических объектов, отношений, действий «с места» на основании анализа одного явления в ряду сходных явлений»67. Действительно, некоторые школьники, столкнувшись лишь с одной конкретной частной задачей, стремятся прежде всего подвергнуть ее такому анализу, чтобы выделить внутреннюю связь ее условий, отвлекаясь при
этом от частных их особенностей. « .Решая первую конкретную задачу данного типа, они, если можно так выразиться, тем самым решали все задачи данного типа»68.
Кратко описанное выше обобщение «с места» является обобще нием, носящим теоретический характер, а та одна конкретная за дача, при решении которой школьники как бы решают все задачи данного класса, является учебной задачей, требующей мыслитель ного действия анализа и теоретического (или содержательного) обобщения. '
Как отмечалось выше, при обучении в массовой школе доминирующее значение нередко приобретает эмпирическое мышление школьников; поэтому случаи обобщения с места (т. е. теоретического обобщения) наблюдаются чаще всего у способных школьников, умеющих «принимать» от учителя или даже ставить самостоятельно учебную задачу и могущих решать ее посредством анализа. Вместе с тем необходимо отметить, что при организации в школе процесса усвоения в форме развернутой и полноценной учебной деятельности, важнейшим компонентом которой служит учебная задача, у большинства детей будут развиваться аналитические средства ее решения на основе обобщения, носящего теоретический характер
Рассмотрим содержание таких понятий, как «учебная задача» и «учебная проблема» (второе понятие было введено в теории проблемного обучения). Прежде всего следует отметить что до сих пор отсутствует четкое разграничение понятий «задача» и «проблема». Например, у С. Л. Рубинштейна в одних случаях эти понятия используются как однопорядковые, в других задача истолковывается как словесно сформулированная проблема69. По нашему мнению, достаточно четкого разграничения содержания этих понятии не сделал и М. И. Махмутов в своей монографии по проблемному обучению70. Вместе с тем в этой книге дается следующая характеристика учебной проблемы: «Учебная проблема понимается нами как отражение (форма проявления) логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия»71.
ХЛОРБЕНЗОЛ , С6Н5Сl, бесцветная жидкость, tкип 132 °С. Применяется для получения фенола, инсектицидов, лекарственных средств и как растворитель.
ЦЕРЕТЕЛИ Георгий Ефимович (1842-1900) , грузинский писатель и публицист. Один из организаторов группы "Меоре-даси". Романы "Гулкан" (1868), "Первый шаг" (ч. 1-2, 1890-91), повести, рассказы реалистически рисуют разложение крепостнического быта.
ГАБЕРЛАНДТ (Хаберландт) (Haberlandt) , немецкие физиологи растений, отец и сын: 1) Фридрих (1826-78). Труды по онтогенезу и роли физических факторов в развитии сельскохозяйственных растений, их защите от вредителей, акклиматизации, шелководству. 2) Готлиб Иоганн Фридрих (1854-1945), иностранный член-корреспондент АН СССР (1925; иностранный член-корреспондент РАН с 1924). Один из основоположников физиологического направления в анатомии растений; разработал классификацию растительных тканей, основанную на их функциях. Труды по тропизмам; открыл т. н. раневые гормоны.