Умственная отсталость
Умственная отсталость
Страница 7

При поступлении ребенка в такую группу проводится его пер­вичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возмож­ности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудниче­ству со взрослыми. Выясняется исходный уровень основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и делового общения со взрослыми, возможности взаимо­действия со сверстниками; уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональ­ном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка до­вольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем наступления первичного нарушения, степенью выражен­ности этого нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитан­ника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями.

Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка яв­ляется важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной програм­мы развития.

В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-первых, организационные формы помощи родите­лям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа с родителями включает в себя следующие организаци­онные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-ре­комендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конфе­ренций, детских праздников и т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, спо­собствовать формированию основных базисных характеристик его личности.

Ниже приводится пример индивидуальной программы. Снежинки, падают на землю и ложатся как снег. Снежинок много на земле — это снег, его много везде — на земле, на елках» и т.д.; давать пробовать Лене выполнять некоторые действия: делать красками следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолиуме). Формировать интерес к лепке — взрослый лепит из теста лепешки для матрешки; конфетки для куклы; баранки для матрешки; колобок; учить отщипывать кусочки от большого куска, мять тесто, вдавливать одним пальцем в большой кусок; обыгры­вать поделки из теста — угощать ими кукол.

Формировать интерес к конструированию. Взрослый на глазах у ре­бенка строит дорожку, заборчик из строительного материала (из кирпи­чиков) и обыгрывает их; взрослый строит на глазах у ребенка из конст­руктора «лего» дорожки, лесенки и обыгрывает их, привлекая ребенка к совместной деятельности.

При проведении педагогической работы по индивидуальным програм­мам необходимо соблюдать следующие важные условия: во-первых, обес­печение положительного отношения ребенка к занятиям; во-вторых, ин­дивидуализация содержания занятий в соответствии с интересами, склон­ностями, возможностями ребенка, также характером его первичного на­рушения; в-третьих, регулярность проведения занятий. Если занятия про­водятся педагогом-дефектологом 2 раза в неделю, то остальные дни с ребенком занимаются родители по этой же программе.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

МАДЖИ-МАДЖИ ВОССТАНИЕ 1905-07 , восстание в германской Вост. Африке против колониального гнета. Название связано с поверьем о чудодейственной силе снадобья из воды и зерен сорго ("маджи-маджи"), которое, как думали повстанцы, спасет их от пуль врага. Подавлено германскими войсками.

ЕРОФЕЕВА Людмила Васильевна (р . 1937), молдавская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1976). С 1960 в Молдавском театре оперы и балета.

ГЕЙНС Владимир Константинович (1839-88) , российский общественный деятель. В 1860-х гг. член "Земли и воли", капитан Генштаба. С 1868 в эмиграции (псевд. Вильям Фрей). В США организовал русскую земледельческую коммуну, участник американского социалистического движения. Создал "религию человечества", близкую толстовству.