Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Страница 16

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания

В этой главе мы рассмотрим особенности искусства, как средства эстетического воспитания младшего школьника. Для этого раскроем эстетическую сущность искусства и особенности его восприятия детьми.

§1. Эстетическая сущность искусства

В первом параграфе второй главы мы считаем необходимым раскрыть эстетическую сущность искусства, для того чтобы выяснить действительно ли искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитании как утверждает Б.М. Неменский.

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство" (28; 75). В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы" (21; 142). Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» (13; 103).

В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

ИНД , река в Китае, Индии и Пакистане. 3180 км, площадь бассейна 980 тыс. км2. Начинается на склонах хр. Кайлас (Тибетское нагорье), прорывается между отрогами Гималаев и Гиндукуша; нижнее течение на западе Индо-Гангской равнины. Впадает в Аравийское м. Основные притоки - Гилгит, Кабул, Сатледж (Панджнад). Средний расход воды у г. Хайдарабад 3850 м3/с, максимальный - св. 30 т. м3/с. Весенне-летнее половодье; подъемы уровня на равнине 5-7 м, в сухой период в низовьях иногда пересыхает. В бас. Инда орошается св. 11 млн. га земель (Суккурская система и др.). Судоходство. На Инде - г. Хайдарабад, у дельты - г. Карачи (Пакистан).

ЭСТОНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР , основан в Таллинне в 1916, в 1952-89 имени В. Кингисеппа, с 1957 академический.

ВИНИЛИДЕНХЛОРИД , СН2=СCl2, бесцветная жидкость, tкип 31,7 °С. Применяется главным образом для получения поливинилиденхлорида и сополимеров винилиденхлорида, напр., с винилхлоридом, акрилонитрилом.