Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Страница 2

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника" (15, 17).

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление (13, 6). Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Это предположение и определило тему нашего исследования: "Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства".

Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.

Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.

3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Методы исследования:

1. теоретический анализ литературы,

2. наблюдение,

3. педагогический эксперимент,

4. анкетирование,

5. беседа.

База исследования: г. Архангельск, средняя школа № 45, 3"Г" класс.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК , период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия. Сменил бронзовый век в основном в нач. 1-го тыс. до н. э. Применение железа дало мощный стимул развитию производства и ускорило общественное развитие. В железном веке у большинства народов Евразии происходило разложение первобытнообщинного строя и переход к классовому обществу.

ДАР-ЭС-САЛАМ (Dar es Salaam) , город в Танзании, на берегу Индийского ок. Местопребывание правительства страны. Главный морской порт страны. Международный аэропорт. 1,3 млн. жителей (1988). Пищевкусовые, текстильные, нефтеперерабатывающие предприятия. Транзитный нефтепровод в Замбию. Университет. Ботанический сад. Историко-этнографический музей. Дар-эс-салам основан в 1862 султаном Занзибара. С 1891 административный центр Герм. Вост. Африки, в 1919-61 - английские владения Танганьика; в 1961-64 столица независимого государства Танганьика. До 1993 года столица Танзании.

ВАЛУА (Valois) Нинет де (наст . имя и фам. Идрис Станнус, Stannus) (р. 1898), английская артистка балета, балетмейстер. Была среди создателей и художественных руководителей (1931-63) труппы "Сэдлерс-Уэллс балле" (с 1957 Королевский балет Великобритании).