Теория и практика взаимодействия Теория и практика взаимодействияСтраница 1
Введение
Актуальность - исследования обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования. Подтверждением актуальности исследования являются анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы., при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект- субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса.
Тенденции общественного развития всё ярче выражают усиливающее противоречие между потребностью к взаимодействию на демократических принципах и конфронтацией, проявляющейся во всех сферах реального взаимодействия. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризующимися не господством- подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.
Цель исследования- разработать систему взаимодействия в современной школе и выявить условия ее эффективного функционирования.
Объект исследования - процесс взаимодействия в учебной деятельности.
Предмет исследования - способы организации взаимодействия в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме.
2. Определение требований общества на современном этапе его развития к взаимодействию учителя и ученика.
3. Реализация теории взаимодействия в учебной деятельности.
Гипотеза- учитель организует взаимодействие, если:
1. Владеет теорией опроса.
2. Практикой взаимодействия.
Глава I. Теоретические предпосылки понятия взаимодействия «учитель-ученик»
§1. Сущность педагогической категории «взаимодействие» в гуманистической педагогике
Понятие “взаимодействие” в самом общем значении отражает универсальную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для человека это характерно в стремлении к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, М.С.Качан, В.А. Ленторский).
Взаимодействие- одна из философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения. Свойства объекта могут быть познаны только во взаимодействии с другими объектами.
Взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчеркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей- предметно- практических и душевных. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации подростка. Его дополнительный эффект - межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке. (19)
ТЫСМЕНИЦА , город (с 1986) на Украине, Ивано-Франковская обл., в 11 км от ж.-д. ст. Ивано-Франковск. 9,9 тыс. жителей (199..1). Легкая (меховая), лесная, деревообрабатывающая, пищевая промышленность. Известен с 1143.
ВРАНГЕЛЯ ОСТРОВ , на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей, в составе Российской Федерации. Площадь ок. 7,3 тыс. км2. Высота до 1096 м. Арктическая тундра. Полярная станция (с 1926). Заповедник Остров Врангеля (с 1976, белый медведь, белый гусь, моржи, мускусный бык). Населенные пункты - Ушаковское, Звездный. Назван по имени Ф. П. Врангеля.
ЖЕЛЕЗНОВ Николай Иванович (1816-77) , российский ботаник и агроном, академик Петербургской АН (1857). Труды по растениеводству, эмбриологии и физиологии растений. Организатор и директор Петровской земледельческой и лесной академии (1861-69).