Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук
Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук
Страница 10

3) контроль за самостоятельной работой: как непосред­ственный, так и опосредованный через контрольно-провероч­ные мероприятия;

4) коррекция самостоятельной работы: групповая и ин­дивидуальная.

Подчеркивая педагогическую сущность самостоятельной работы в процессе учебы, К. Д. Ушинский отмечал: «Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

Таким образом, только сочетание методических и орга­низаторских усилий педагога, постоянная коллективная и индивидуальная забота и потребность обеспечат эффектив­ную и качественную самостоятельную работу студентов. Организация самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления студентов.

1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.

Одной из важных составных частей учебного процесса является текущий и семестровый контроль успеваемости. К основным функциям контроля можно отнести такие:

— он обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения изучаемого;

— способствует приведению знаний в систему;

— помогает более глубокому уяснению как отдельных тем, так и учебного курса в целом;

— стимулирует сознательное и активное отношение к уче­бе, воспитывает чувство ответственности за достигнутые ре­зультаты;

— помогает развитию памяти и мышления у студентов;

— вызывает необходимость в работе с источниками, учеб­никами, приучает учиться использовать полученные знания для практической деятельности;

— дает материал преподавателю для совершенствования содержания и методики, а то и корректировки дальнейшей педагогической деятельности.

Наконец, анализ хода и итогов контроля дает возмож­ность в известной мере судить о постановке учебно-воспи­тательного процесса в данном высшем учебном заведении.

Столь многообразные функции контроля выдвигают и многоплановые требования к нему.

ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление контроля по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности изложения.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную оценку каждого контролируемого, а индивидуальное ее обоснование и индивидуальный разбор уровня подготовки каждого.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это, естественно, не означает школьной системы опроса на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой каждого студента.

СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и разочаровывать, а, наоборот, подбад­ривать, поддерживать любое движение вперед, поощрять старание.

По видам и формам контроль подразделяется на:

— текущий (семинар, практическое занятие, контроль­ное занятие, контрольная работа);

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ЯВОЖНО (Jaworzno) , город на юге Польши, в Верхнесилезском каменноугольном бассейне. 96 тыс. жителей (1985). Угольные шахты; химическая, стекольная, цементная промышленность.

ДАСКАЛОВ Христо (1903-83) , болгарский селекционер, иностранный член-корреспондент АН СССР (1976), иностранный член ВАСХНИЛ (1967). Автор многих сортов растений.

ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ , совокупность свойств воды, обусловленная наличием в ней преимущественно солей кальция и магния. Использование жесткой воды приводит к осаждению твердого осадка (накипи) на стенках паровых котлов, теплообменников, затрудняет варку пищевых продуктов, стирку. Различают временную и постоянную жесткость воды. Первая связана с присутствием в воде гидрокарбонатов, вторая - других солей. Временную жесткость воды устраняют кипячением, постоянную - умягчением воды (добавлением гашеной извести, соды, применением катионитов и др.).