Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наукСтраница 10
3) контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия;
4) коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.
Подчеркивая педагогическую сущность самостоятельной работы в процессе учебы, К. Д. Ушинский отмечал: «Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».
Таким образом, только сочетание методических и организаторских усилий педагога, постоянная коллективная и индивидуальная забота и потребность обеспечат эффективную и качественную самостоятельную работу студентов. Организация самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления студентов.
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
Одной из важных составных частей учебного процесса является текущий и семестровый контроль успеваемости. К основным функциям контроля можно отнести такие:
— он обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения изучаемого;
— способствует приведению знаний в систему;
— помогает более глубокому уяснению как отдельных тем, так и учебного курса в целом;
— стимулирует сознательное и активное отношение к учебе, воспитывает чувство ответственности за достигнутые результаты;
— помогает развитию памяти и мышления у студентов;
— вызывает необходимость в работе с источниками, учебниками, приучает учиться использовать полученные знания для практической деятельности;
— дает материал преподавателю для совершенствования содержания и методики, а то и корректировки дальнейшей педагогической деятельности.
Наконец, анализ хода и итогов контроля дает возможность в известной мере судить о постановке учебно-воспитательного процесса в данном высшем учебном заведении.
Столь многообразные функции контроля выдвигают и многоплановые требования к нему.
ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление контроля по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности изложения.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную оценку каждого контролируемого, а индивидуальное ее обоснование и индивидуальный разбор уровня подготовки каждого.
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это, естественно, не означает школьной системы опроса на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой каждого студента.
СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и разочаровывать, а, наоборот, подбадривать, поддерживать любое движение вперед, поощрять старание.
По видам и формам контроль подразделяется на:
— текущий (семинар, практическое занятие, контрольное занятие, контрольная работа);
ЯВОЖНО (Jaworzno) , город на юге Польши, в Верхнесилезском каменноугольном бассейне. 96 тыс. жителей (1985). Угольные шахты; химическая, стекольная, цементная промышленность.
ДАСКАЛОВ Христо (1903-83) , болгарский селекционер, иностранный член-корреспондент АН СССР (1976), иностранный член ВАСХНИЛ (1967). Автор многих сортов растений.
ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ , совокупность свойств воды, обусловленная наличием в ней преимущественно солей кальция и магния. Использование жесткой воды приводит к осаждению твердого осадка (накипи) на стенках паровых котлов, теплообменников, затрудняет варку пищевых продуктов, стирку. Различают временную и постоянную жесткость воды. Первая связана с присутствием в воде гидрокарбонатов, вторая - других солей. Временную жесткость воды устраняют кипячением, постоянную - умягчением воды (добавлением гашеной извести, соды, применением катионитов и др.).