Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 140

Таким образом, в параграфе определены основные этапы логики исследования интеграционных процессов в педагогике: а) нахождение "клеточки", исходного генетического основания интеграции; б) построение "первичных обобщений" - "кирпичиков" интегративной теории; в) наложение первичных обобщений на педагогическую действительность и адаптация результатов интегративной теории к условиям функционирования той или иной области педагогической действительности.

4.3. Методы интегративно-педагогического исследования

Данный параграф является завершающим в главе, раскрывающей инструментально-методологические аспекты педагогической интеграции. Методы составляют важнейшую часть исследовательского процесса, имеющие непосредственную операциональную направленность и выступающие в виде регулятивов, правил, выполнение которых способствует эффективному достижению его целей. "Под методом . - пишет Р.Декарт, - я разумею точные и простые правила, строго соблюдая которые, человек никогда не примет ничего ложного за истинное и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума он постоянно шаг за шагом приумножает знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать" (130. С.86). Близок к этой трактовке метода М.И.Махмутов, считающий, что "отдельный метод можно определить и как модель поведения - регулятив, содержащий совокупность правил, предписывающих, определяющих целевую направленность деятельности и реализуемых через конкретные действия - приемы и способы деятельности" (Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. С.39). Но чаще всего метод в педагогике сводится к приемам и способам. "Методами педагогического исследования, - отмечается в одном из учебников по ней - называют совокупность приемов и операций, направленных на решение разнообразных научнопедагогических проблем" (359. С.23).

Нам представляется более верным подход, рассматривающий метод как определенную целостность, включающей в себя как "идейный" компонент (правила), так и совокупность конкретных действий, через которые эти правила реализуются. Во-первых, это отвечает органическому духу нашего исследования; во-вторых, метод - это не только способ обнаружения вещей в нашем опыте, но и средство их интерпретации, видения, понимания. Метод не только отражает мир, но и "творит" его. Допустимо говорить о конституирующих возможностях метода - о его способности воссоздавать действительность такой, какой предполагается быть, исходя из "позиций" данного метода. Так, физике известно, что различные экспериментальные ситуации порождают различные толкования природы света. В педагогике есть смысл говорить о формирующей функции научно-исследовательского метода, о чем в частности свидетельствует наличие в ней метода формирующего эксперимента. Именно в педагогике в большей степени, чем где либо, метод не может выступать в виде "голых" операций, действий, а органически включает в себя идейно-содержательный эквивалент. Это касается как научно-исследовательских, так и практических методов педагогики. В обоих случаях речь идет о формировании определенных качеств личности. В этом отношении интересно привести цитату из Монтеня, который писал: " . Аристотель занимался со своим великим учеником (имеется в виду Александр Македонский - Н.Ч.) не столько премудростью составления силлогизмов и основами геометрии, сколько стремился внушить ему добрые правила по части того, что относится к доблести, смелости, великодушию, воздержанности и не ведающей страха уверенности в себе ." (322.С.137). Точно также Сократ своим маевтическим методом не столько давал знания своим ученикам, сколько развивал их способности добывать эти знания как основу истинной нравственности. Это заставляет согласиться с мнением о том, что "главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу отдельных случаев поведения" (209. С.132).

Страницы: 136 137 138 139 140 141 142 143 144

ЕМАНЖЕЛИНСК , город (с 1951) в Российской Федерации, Челябинская обл. Железнодорожная станция. 31,4 тыс. жителей (1991). Добыча угля; механический и комбикормовый заводы; швейная фабрика. Возник в 1930-31.

ЭНТАДА , род растений семейства бобовых. Лианы с мощным (до 50 см в диаметре у основания) одревесневающим стеблем. Ок. 30 видов, в тропиках обоих полушарий. Плод - боб, у некоторых видов достигает 1,5 м в длину и 12 см в ширину (самый крупный плод в растительном мире).

САРЫКАМЫШСКОЕ ОЗЕРО (Сарыкамыш) , соленоватое озеро в центральной части Сарыкамышской котловины, в Туркмении и Узбекистане. 2850 км2, глубина до 40 м. Возникло в 1971 в результате затопления сбросными водами группы Сарыкамышских озер. Рыболовство.