Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 167
Эстетическая сторона ИПД выражается в структурно-функциональном ее совершенстве, эстетике поведения ее субъектов, гармоничности отношений и связей, составляющей внутреннее содержание интеграционного процесса и интегративного продукта. Необходимо особо подчеркнуть то обстоятельство, что гармония, без которой немыслима никакая эстетика, никакая красота, является, как нам уже известно, во-первых, одним из соотносительных понятий интеграции, во-вторых, ее показателем: всякое интегративное развитие сопровождается гармонизацией связей при одновременной их универсализации.
Физическая сторона ИПД проявляется, во-первых, в физическом обеспечении взаимодействия ее субъекта с ее объектами, во-вторых, в предметном взаимодействии кооперируемых компонентов, в-третьих, в реальном существовании продуктов ее - интегративно-педагогических теорий, интегративно-педагогических систем и т.д.
Основываясь на идее изоморфизма структур деятельности и содержания образования человека (В.С. Леднев), можно предположить: рассмотренные выше стороны ИПД одновременно являются базисными компонентами образования и воспитания ее субъекта, под которым в данном случае будем иметь в виду педагога, умеющего на высоком квалифицированном уровне вести интегративную работу. Возьмем в качестве примера познавательную сторону ИПД. Так, вот при подготовке указанного субъекта невозможно обойтись без усвоения им в необходимом и достаточном количестве знаний, которые позволили бы ему успешно выполнять интегративную работу. В частности это касается теоретико-методологических познаний субъекта ИПД. Без соответствующего интеллектуальноэвристического обеспечения она просто сведется к стихийному, импульсивному процессу или к очередной модной затее. Именно отсутствие соответствующей теоретико-методологической подготовки в области педагогической интеграции является причиной того, что мы не имеем сколько-либо целенаправленной интегративной политики в педагогике.
Содержание ИПД - это вся совокупность действий, осуществляемых в ходе ее реализации. Здесь мы отталкиваемся от позиции, утверждающей, что "человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действий или цепи действий" Соответственно, "трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность - в учебных действиях ." (272. С.154). Точно так же интегративно-педагогическая деятельность существует в интегративно-педагогических действиях. При этом под интегративнопедагогическим действием понимается процесс, подчиненный предствалению о том интегративном продукте, который должен быть достигнут в ходе осуществления ИПД. В данном случае мы вновь опирается на положения процитированной выше работы А.Н.Леонтьева "Деятельность. Сознание. Личность" (272. С.153).
В широком понимании анализируемое содержание охватывает собой все составляющие, включая ее "стороны". Возьмем, например, познавательную сторону ИПД. Несколько трансформируя принцип двойного вхождения базисных компонентов в систему, можно сказать, что, с одной стороны, указанная "сторона" "выступает в качестве одного из апикальных, явно выраженных компонентов" (В.С.Леднев) структуры ИПД, с другой, - она представляет собой определенную совокупность действий, образующих содержание образования. Иначе говоря, рассматривая ее как некую статичную данность, мы должны видеть в ней достаточно автономное структурное образование. Но взятая в своих проессуально-динамичных параметрах, она играет роль элемента содержания ИПД.
ЧИНГИСИДЫ , потомки Чингисхана, правящие династии, основанные его сыновьями: Джучи, Джагатаем, Угедеем, Толуем; внуками: Хулагу-ханом (династия Хулагуиды) и др.
ФЗО школы , см. Фабрично-заводского обучения школы.
ЗВЕНО , 1) часть целого, напр. кольцо или др. элемент цепи. 2) Небольшая организационная ячейка (напр., полеводческое звено).