Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 174

Психофизиологические механизмы интеграции анализируются также известным американским психологом и педагогом Джеромом Брунером. "Механизм частной интеграции,- пишет он,- может быть нейроанатомическим, в виде синтетических узлов или иметь какую-либо иную природу, но во всяком случае, он обеспечивает тот эффект, что возбуждение в одном каком-то месте головного мозга увеличивает или уменьшает вероятность в другом" (60. С.32). Брунер делает также попытку раскрытия мотивационных механизмов интеграции. "Вторая особенность механизмов последовательной интеграции состоит в том,- утверждает далее он,- что на процесс формирования вероятностных представлений о том или ином событии . сильное влияние оказывает отношение испытуемого к этому событию как желательному или, напротив, внушающему опасение . Совершенно ясно . что оценка вероятности события человеком не может быть сведена к простой интеграции наблюдаемых им частот . Большую роль при этом играют процессы мотивации и индивидуальный склад личности" (60. С.34).

Когнитивно-психологический аспект интеграции рассматривается немецкими педагогами, согласно которым "вновь усвоенные знания всегда заключаются в уже имеющиеся. При этом они не только образуют цепь ассоциаций, но одновременно и изменяются, соотносясь со знанием из различных областей". Это, собственно, по мнению цитируемых авторов, и выражает момент интеграции. Далее раскрываются подробно механизмы образования иерархической структуры знаний у учащихся. "При усвоении знаний,- замечают исследователи,- происходит процесс уподобления вновь воспринимаемых фактов уже имеющимся, в результате изменяются либо новые, либо уже имеющиеся знания". При этом направление ассимиляции вопринимаемых знаний зависит прежде всего не от их объективного содержания, а "от тех видов деятельности, в которых они приобретаются или применяются, от того смысла, который они имею для данного человека". Ассимилятивные процессы не лишены дезинтеграционного момента: "освоение новых знаний связано с разрушением уже устоявшихся систем знаний, то есть процессом дезинтеграции" (389. С.94-95).

Страницы: 170 171 172 173 174 175 176 177 178

БЕЛОВ Евгений Алексеевич (1825-95) , российский историк. Труды о русско-немецких отношениях 18 в., русско-турецких войнах.

ДЕКУРИЯ (лат . decuria, букв. - десяток, от decem - десять), низшее подразделение кавалерии из 10 всадников в армии Др. Рима; три декурии составили турму.

ЛЮМЕТ (Lumet) Сидни (р . 1924), американский актер и кинорежиссер. Выступал на сцене с 4-х лет. Работал на телевидении, с 1951 создатель т. н. "золотой эры телефильма". В 1957 дебютировал в "большом кино" фильмом "12 разгневанных мужчин". Работает в различных жанрах, объединенных глубоким социально-психологическим драматизмом ("Телесеть", 1976; "Князь города", 1981; "Вердикт", 1982; "Даниэль", 1983; "На следующее утро", 1986 и др.).