Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 185
1. Организационно-информационное обеспечение предполагаемой ИПД. Главным образом оно заключается в проведении интегративно-педагогического мониторинга, имеющего своей основной задачей сбор первичной информации, касающейся возможностей и перспектив интегративной работы: проведение констатирующего эксперимента с целью выявления степени необходимости и наличия соответствующей базы осуществления ИПД и т.д. В результате мы должны иметь базу необходимых и достаточных данных, опираясь на которые можно было бы успешно пройти все ее другие этапы;
2. Постановка целей ИПД. Здесь особо значимым моментом является дифференциация целей на внешние (формальные) и внутренние (содержательные). Внешние цели касаются изменений внеличностного характера. Это цели экономии времени, повышения коэффициента связности (плотности), устранения многопредметности и параллелизма и т.д. Зачастую интегративная работа ограничивается такого рода целями. В педагогике в целом традиционные способы определения целей (определение целей через изучаемое содержание, через деятельность учителя, через учебную деятельность учащихся) не дают "полного представления о предполагаемых результатах обучения" (223. С.28), в качестве которых должны выступать определенные позитивные новообразования в структуре личности и ее деятельности. Внутренние цели как раз направлены на формирование этих новообразований, охватывающих все области деятельности личности - когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную) и психомоторную. Например, важное место при формировании интегративных целей должно отводиться развитию интегративно-целостного мышления, основные показатели которого представлены в первом параграфе данной главы.
3. Определение эвристико-методологических (ценностноориентирующих) оснований ИПД, характер которых обусловливает, в свою очередь, выбор той или иной парадигмы педагогической интеграции, а следовательно, - соответствующей модели интегративно-педагогической деятельности. Так, если в качестве оснований будут выступать редукционистские ценности прагматизма или бихевиоризма, то это одновременно означает выбор редукционистской парадигмы педагогической деятельности и соответствующей модели ИПД. Типичный пример в данном случае блочно-модульное интегрирование. Опираясь во многом на идеи бихевиоризма и социально-технологического прагматизма, оно выражает собой одну из форм проявления редукционистской парадигмы педагогической интеграции и параллельно с этим такой же модели ИПД.
ТИПОМЕТРИЯ (от тип и ...метрия), полиграфическая система измерения элементов шрифта и наборных форм, за основу в которой принят французский (в некоторых странах английский) дюйм. Основные единицы типометрии: пункт равный 1/72 дюйма (0,376 мм), и квадрат, равный 48 пунктам (18,04 мм).
ДЕВРИЕНТ (Devrient) Людвиг (1784-1832) , немецкий актер. В немецком драматическом театре завершил эпоху романтизма и проложил путь сценическому реализму 19 в.
ФЗО школы , см. Фабрично-заводского обучения школы.