Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 209
Интегративные задания (задачи, упражнения) имеют те же показатели, что и интегративные вопросы и отличаются лишь более развернутой формой изложения и возможностью использования при их решении не только знаний, но и умений и навыков. Исследователями к ним причисляются комплексные познавательные задачи индуктивного, частично индуктивного и дедуктивного характера; комплексные задания, типа: "установить оптимальное значение параметров и характеристик для конкретного технического объекта"; упражнения для обработки некоторого комплекса сложных действий (307. С.31-32). Интегративные задания образуют содержание комплексных контрольных работ по психолого-педагогическому блоку, использованных в ходе Государственной аттестации Уральского государственного профессионально-педагогического университета, в создании которых мы принимали непосредственное участие. Примеры интегративных задач и упражнений представлены в "Сборнике интегративно-педагогических задач" (69). К рассматриваемой группе средств можно причислить задания, выполнение которых связано с проведением операций сравнения, соотнесения, сопоставления, обобщения, переноса и т.п. С особой силой проявляется интегративный элемент в заданиях, где речь идет о сравнении, соотнесении и т.д. явлений разнокачественной природы. Например, - знаний, относящихся к различным группам наук. Так, нами давались задания, требовавшие от студентов определения специфических особенностей технического и педагогического знания; выявления общих и отличительных черт этих разновидностей научного знания.
Сердцевиной интегративной ситуации выступает проблемная ситуация - психическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в объективной ситуации ( в ситуации задачи) не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами и должен найти новый способ действия (М.И.Махмутов). В принципе всякая проблемная ситуация интегративна. Это задается интегративной природой проблемного обучения. Любая ситуация есть порождение определенного противоречия, требующего своего разрешения, что невозможно сделать без необходимого минимума синетической деятельности. Поэтому основу интегративных ситуаций главным образом составляют те же типы условий, что и у проблемных ситуаций вообще: а) столкновение учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях; б) наличие противоречий неосуществимостью избранного способа; в) существование противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствие у учащихся теоретического обоснования; г) осознание учащимися недосточности прежних знаний для объяснения нового факта, явления. Наряду с этим мы считаем возможным выделение специфических интегративных ситуаций. В частности это касается так называемых проблемно-модельных ситуаций, иммитирующих содержание профессионально, в том числе профессиональнопедагогической деятельности. Роль интегративных средств ИПД могут выполнить большинство способов и приемов создания проблемных ситуаций, интерпретированных несколько в измененном виде: побуждение учащихся (студентов) к объяснению противоположных (противоречивых) явлений, фактов нахождения между ними общих точек соприкосновения; использование жизненных ситуаций, личного опыта учащихся (студентов) в ходе осуществления учебного процесса; побуждение учащихся к анализу фактов и явлений и действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями, наличным опытом учащихся (студентов) и научными интерпретациями этих фактов и т.д.
ЧАПЛЫГИН Сергей Алексеевич (1869-1942) , российский ученый, один из основоположников аэродинамики, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1941). Труды по теоретической механике, гидро-, аэро- и газовой динамике. Совместно с Н. Е. Жуковским участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ, 1918, в 1921-41 научный руководитель).
ТЯНЬ-ЮЙ ЮАНЬШУАЙ (кит . главнокомандующий Тянь-юй), в китайской мифологии герой, борющийся с демонами, сын зеленого дракона. Изображается с желтым знаменем в руке.
ФАЛАНГИ (от греч . phalanx - сустав), в анатомии - небольшие трубчатые кости, образующие скелет пальцев конечностей у наземных позвоночных животных и человека.