Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 216
- привитие навыков работы с представителями различных культур и ментальности;
- развитие способностей к сотрудничеству, общению, эффективному построению сбалансированных человеческих отношений; выработка ориентаций на работу в группе, коллективе;
- развитие внутренней свободы (раскрепощенности), способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии и др.
Решение данных задач конечным своим итогом имеет интегративно-целостного человека. В условиях профессионального образования реализация ИЦП может привести к формировани к специалиста "интегрального профиля" (И.П.Яковлев), обладающего универсально-синтетическими знаниями и универсально-функциональной деятельностью. Исходя из того, что универсализм возможен "при условии синтеза знаний и деятельности в органически-целостные и органически-взаимосвязанные . системы",- пишет И.П.Яковлев, - можно предположить: интегральный специалист - "это универсал и синтезатор как в области знаний, так и в деятельности" (544. С.24). Интегративно-целостная трактовка специалиста "интегрального профиля" обусловливает признание за ним способностей: соединить опыт прошлого с настоящим, предвидеть последствия своих действий, гармонизировать отношения между личными и общественными интересами; поступать сообразно с требованиями нравственно-трудового опыта, выработанного национальной и общечеловеческой культурой; строить деловые отношения с партнерами, быть готовым к преодолению различного рода ментальных и психологических проблем; в полной мере реализовать свое "Я" в системе социальных и производственных отношений, в системе тенденции современного технического и технологического развития в целом и в рамках конкретного вида профессиональной деятельности; эффективно использовать стандартный блок знаний, умений и навыков и при этом гармонично синтезировать всю совокупность необходимых составляющих профессиональной деятельности, включая интеграцию элементов нормативно-одобренного способа деятельности и индивидуального способа деятельности; гибко реагировать на динамично изменяющуюся социально-производственную и технико-технологическую ситуацию.
5.6. Использование интегративно-целостного подхода в образовательной теории и практике
Наряду с интенсивными поисковыми исследованиями в области педагогической интеграции в течение более 15 лет нами велась широкомасшабная работа по применению их результатов. Можно выделить два главных аспекта такого применения: 1) разработку и реализацию интегративнонасыщенных концепций и проектов; 2) научно-методическое обеспечение интеграционных основ общепедагогического образования педагогов профессионального образования.
1. Разработка и реализация интегративнонасыщенных концепций и проектов. В первую очередь укажем здесь на концепцию интеграции педагогического и технического знания, основные позиции которой были изложены в нашей монографии( ). Исходным пунктом данной концепции явилось положение о том, что интеграция есть процесс и результат становления целостностности, выполняющей роль по отношению приоритетную роль по отношению к своим составляющим. В качестве такой целостности была признана система научно-педагогического знания. Соответственно базисным компонентом последней объявлялось педагогическое знание. Вместе с тем нами признавался факт взаимотрансформации педагогического и технического знания, протекающая в форме технизации и педагогизации второго. Тем самым расследования интеграции по сути сводится к ассимиляции педагогического и технического знаний научно-педагогической системой, выступающей в роли "целостности" по отношению к ним, которые в свою очередь выполняют функции "частей" этой "целостности". Таким образом, показатель приоритетности целого дополнятеся паритетностью его частей.
БРЫЛЬ Янка (Иван Антонович) (р . 1917), белорусский писатель, народный писатель Белоруссии (1981). Повесть "В Заболотье светает" (1950), сборники рассказов "Мой край родной" (1960). "Еще раз первый снег" (1977), сборник лирических миниатюр "Горсть солнечных лучей" (1965), документальная книга "Я - из огненной деревни" (1977; совместно с А. Адамовичем и В. Колесником), очерки, книги для детей. Государственная премия СССР (1952).
ЩЕКИНО , город (с 1938) в Российской Федерации, Тульская обл. Железнодорожная станция. 68,2 тыс. жителей (1993). Химическая промышленность (ПО "Химволокно" и др.). Завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов; предприятия стройматериалов, пищевой промышленности. Краеведческий музей. В районе - добыча бурого угля.
АНЖЕРО-СУДЖЕНСК , город (с 1931) в Российской Федерации, Кемеровская обл. Железнодорожная станция (Анжерская). 106,4 тыс. жителей (1992). Добыча угля. Заводы: машиностроительный, тракторных агрегатов, химико-фармацевтический и др. Краеведческий музей. Основан в 1897.