Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 229

Более высокая степень распознавания в заданиях, требующих политехнического кругозора (политехнической ориентации). Пример такого задания:

Исходя из того, что в электротехнических устройствах отражена взаимосвязь трех уровней описания (функциональное назначение, физический принцип действия, конструкционные параметры) исследователь Н.Е.Эрганова выделила три основные группы у ч е б н ы х противоречий (проблем): 1. социально- технические; 2) противоречия, связанные с внутренними закономерностями электротехники; 3) противоречия, связанные с конструкцией электрических цепей.

ЗАДАНИЯ. В каком смысле здесь можно говорить о взаимодействии педагогического и технического знания? Ответ обосновать.

В ходе выполнения задания студенты вынуждены выдвигать гипотезы, ибо предложенная преподавателем гипотеза слишком обща; он должен сам обосновать свое предположение, хотя и проверка его проходила в коллективной форме. Постепенно студенты приходят к выводу: исследователь строит свою методику с учетом технического знания. Тем самым, закономерности технической дисциплины и методические требования в созданной методике взаимо проникают друг в друга, образуя единую учебно-познавательную систему.

Студенты не только распознают факты взаимосвязи педагогического и технического знания, но и упражняются в деятельности по обеспечению взаимосвязи педагогического и технического знания. Например, даются задания, требующие "дидактического препарирования" (Э.Ф.Зеер) технического текста (составление плана урока, краткого конспекта и т.д.). На мини-уроках эти планы и тексты защищались. Наблюдения свидетельствуют, что ситуативные формы обучения привлекают студентов, развивают их мотивационную сферу. Причем, студенты указывают в своих ответах на "практичность" занятий. "Я считаю, что нужно побольше таких занятий, - пишет один из студентов, - так как у нас нет практики и опыта. Решение задач помогает нам глубже понять деятельность педагога. А разыгрывание ролей помогает тверже чувствовать себя "на ногах". Ведь со стороны смотреть легко, а сам попробуешь и теряешься". И еще. "В проведении семинарских занятий мне понравилось то, что в конце семинара стали проводиться практические занятия, на которых мы анализировали педситуации, разыгрывали роли, решали задачи и т.д."

Страницы: 225 226 227 228 229 230 231 232 233

ВОРОНЕЖСКИЕ "ЧАСТЫЕ КУРГАНЫ" , скифский могильник (41 насыпь) у г. Воронеж. Погребения в деревянных камерах под курганами с орудиями труда, оружием и др.

ФОКСТЕРЬЕР (англ . fox-terrier), порода охотничьих собак из группы терьеров, выведена в Англии в 18 в. Фокстерьеры используются для охоты в норах на барсуков, лисиц, енотовидных собак. Различают гладкошерстных и жесткошерстных фокстерьеров; разводят во многих странах, в т. ч. в России.

ИЕВЛЕВ Валентин Михайлович (р . 1938), российский ученый, член-корреспондент РАН (1991). Основные труды по созданию элементной базы приборов микроэлектроники, получению кристаллических пленочных материалов, разработке структур внутреннего раздела границ в пленочных системах.