Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 235

5.7 КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПЕДАГОГИКЕ

Прежде чем обсуждать конкретные методики, которые могут быть положены в основу исследования количественных характеристик интеграционных процессов, следует выяснить насколько вообще правомерен и эффективен квалиметрический подход к педагогическим явлениям подобного рода. Здесь необходимо привести ряд принципиальных трудностей существенно сужающих область его применимости, вместе с тем выработать ряд обязательных условий к данным количественным методам. Важность данной задачи объясняется взаимообусловленностью метода и содержания исследовательских процедур особенно в образовательной практике, иначе говоря, сам факт количественного измерения и способ его инструментального оформления в скрытой форме задают как направление, так и объяснительную модель интеграционных процессов в педагогике.

1. Непременным требованием к любому методу измерения, какоголибо свойства систем является точное соответствие изучаемого свойства той характеристике, которая отслеживается в данной методике (в психологосоциологических исследованиях данное требование называется валидностью). Очевидно, это условие в данном случае не может быть полностью выполнено по следующим причинам:

а) существует определенный произвол в истолковании сущности, природы, предметной отнесенности такого явления как педагогическая интеграция, стало быть, встает вопрос о целесообразности количественных измерений в условиях качественной неоднородности понимания интеграционных явлений в современной педагогической науке. Необходим предварительный диалог разных авторских позиций, парадигм, прежде чем возникнет возможность сравнения численных показателей.

б) в качестве специфических признаков педагогической интеграции нами ранее указывались много мерность, диалогичность, латентность, характеризующих организменно-целостную природу, синкретичность интеграционных процессов, что приводит к значительным трудностям в количественных определениях, так как, во-первых, может быть исследован только отдельный аспект интеграционного целого, во-вторых, он может проявляться в разнородных, нередко амбивалентных признаках объекта, в-третьих, зачастую трудно судить о его динамике, так как интегративный процесс может и не иметь наблюдаемой предметной выраженности.

2. Затруднен сам процесс формализации изучаемых явлений, так как сущность интеграционного процесса не может быть полностью адекватно воспроизведена идеализированными математическими средствами. Традиционная логика математических выражений здесь может просто "не сработать".

3. В количественном методе применяется единообразная одномасштабная шкала во всем интервале измеряемого свойства, предполагающая качественную однородность системы, между тем в этом случае остается неучтенным развитие системы, которая, согласно принципу С.Л. Рубинштейна [407] , выстраивая новые связи и отношения в каждом из них, выступает в новой качественной определенности. Новая качественная определенность требует иную количественную шкалу в определенный момент развития.

Страницы: 231 232 233 234 235 236 237 238 239

ЖЕНЕВСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 1954 об Индокитае , приняты на совещании министров иностранных дел СССР, КНР, Великобритании, США и Франции (Женева, 26 апреля - 21 июля; в подготовке соглашений участвовали также представители ДРВ, Камбоджи, Лаоса и Юж. Вьетнама). Положили конец длившейся с сентября 1945 войне Франции против Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.

ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ (ок . 393 - ок. 458), христианский богослов, аскет, епископ (с 423), представитель антиохийской теологической школы. Апологетический трактат "Эранист" (против монофизитов), "Церковная история" (от 324 до 429), "Компендий еретических басен" (против арианства, несторианства и евтихианства).

НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1566-1609) , в Нидерландах исторических; проходила под знаменем кальвинизма и была направлена на полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола. Консервативное бюргерство в союзе с оппозиционным дворянством (во главе с Вильгельмом Оранским) выступало против крайностей испанского режима. Основные вехи: Иконоборческое восстание 1566, всеобщее восстание 1572 в северных провинциях, восстание 1576 в южных провинциях, создание Утрехтской унии (1579). Завершилась освобождением от испанского господства северных провинций (территория современного государства Нидерланды) и образованием Республики Соединенных провинций (южные провинции к 1585 отвоеваны Испанией).