Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 46

2. Сегодня имеет смысл утверждать, что педагогическая интеграция обладает достаточно развитой теорией. Свидетельство тому - наличие интегративно-педагогических концепций, имеющих в большинстве своем высокую степень разработанности. Вместе с тем следует указать на отсутствие единой интегративно-педагогической идеи, которая бы лежала в основе их создания. Большинство из них являются результатом удовлетворения практической потребности в осуществлении интеграционных процессов в отдельно взятых сферах педагогической деятельности.

3. Эффективная интегративно-педагогическая работа возможна при использовании богатейшего эвристико-методологического материала, накопленного в философии, естественных науках, психологии и самой педагогике, при учете факторов, обусловливающих существование и осуществление интеграционных процессов в области теории и практики образования.

4. Рассматренный в главе материал в большей мере подтверждает правильность нашего выбора проблемы исследования и ее структурных составляющих, образующих собой теоретикометодологическую "вертикаль" педагогической интегарции, включающей в себя эвристико-методологические, категориальносущностные, общетеоретические, в том числе структурноморфологические показатели, инструменталь-методологические и технолого-методологические характеристики. ГЛАВА 2. СОСТАВ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

2.1. Традиции толкования интеграции и их педагогические интерпретации

"Научный анализ, - пишет А.Я.Найн, - требует применения специфического инструментария, позволяющего проникать в глубь изучаемых педагогических явлений". Роль такого инструментария выполняют прежде всего понятия (335. С.34). Инструментальная природа понятий была хорошо раскрыта Дж.Дьюи, согласно которому последние наряду с концепциями, теориями, гипотезами, идеями служат в качестве интеллектуальных инструментов при решении задач в условиях проблемных ситуаций, возникающих в различных сферах человеческого опыта (437.С.98). Интеграция как теория, а следовательно, и как понятие "способна выполнять функцию метода педагогического познания и инструмента преобразования практики" (198. С.7).

Главная цель параграфа - определить и описать основные и "гибридные" традиции интеграции и вскрыть их педагогический смысл. В науке уже имелись попытки выделения традиций интеграции. Например, А.П.Огурцов называет "две утопии" "единой науки" - эстетически-религиозную и сциентическо-методологическую утопию неопозитивистов (337.С.29-60). Отталкиваясь от этого положения, основываясь на данных источников из различных отраслей познания, мы вычленили три основные и три "гибридные" традиции. Основные традиции: религиозно-эотерическая, позитивистско-редукционистская и диалектическая. "Гибридные" традиции, образуются путем комбинаций свойств основных, включают в свой состав дополнительностную, аналектико-актиномную и синергетическую традиции.

Религиозно-эзотерическая традиция своими корнями уходит во времена "древнего синтеза". Согласно ей интеграция мыслится как всепроникающий ("все во всем") процесс движения составляющих мира, в том числе знаний о нем, путем приобретения ими гармонической цельности, существующей до своих частей и не сводимой к ним. Например, признается существование пра-знания, в "котором сливаются все науки и обнаруживаются в последующем в качестве органов целого" (337. С.54). Данная традиция нашла отражение в учении о "цельности знаний, живой связи всех наук" (Новалис, Шеллинг, Шлегель), в русской теософии (В.С.Соловьев,

Страницы: 42 43 44 45 46 47 48 49 50

АВСТРО-ИТАЛЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1848-1849 , за освобождение итальянских государств от австрийского господства; началась в ходе революций в итальянских государствах 1848-49. После поражений итальянской армии при Кустоце (25 июля 1848), у Мортары (21 марта 1849) и Новары (23 марта 1849) австрийские войска вновь оккупировали Ломбардо-Венецианскую обл., освобожденную из-под власти Габсбургов во время итальянской революции.

ЕМВА , город (с 1985) в Российской Федерации, Республика Коми, на р. Вымь. Железнодорожная станция. (Княж-Погост). 18,8 тыс. жителей (1992). Предприятия лесозаготовительной, деревообрабатывающей промышленности; механический завод.

АНДОРРА (каталан ., исп. Andorra, франц. Andorre), Княжество Андорра (каталан. Principat d'Andorra, исп. Principado de'Andorra, франц. Principaute d'Andorre), государство на юго-западе Европы, в Вост. Пиренеях, в долине р. Валира (басс. р. Эбро). 468 км2. Население 61,9 тыс. человек (1993), в т. ч. 11 тыс. андорцев. Официальный язык - каталанский. Верующие - католики. Административно-территориальное деление: 7 общин. Столица - Андорра-ла-Велья. Главы государства - президент Франции и епископ Урхельский. Законодательный орган - Генеральный совет. Впервые название Андорра упоминается в 805 в документах Урхельского епископства (Испания). С 1278 Андорра была под совместным управлением Франции и епископа испанского г. Сео-де-Урхель. В 1993 принята первая конституция Андорры, провозгласившая Андорру суверенным государством. Основа экономики - обслуживание иностранных туристов (св. 10 млн. человек ежегодно). Международный финансовый центр. Предприятия пищевкусовой, легкой промышленности. Пастбищное животноводство, главным образом овцеводство. Французская и испанская валюта.