Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 77

В более поздней своей работе, написанной в соавторстве с Л.А.Артемьевой, "Вопросы интегративного потенциала дидактики" ( с.4-44) М.И.Махмутов замечает, что в отличие от "взаимосвязи" при интеграции знания различных отраслей как бы взаимопроникают, стирая границы отрасли и рождая новые теории, концепции". Этим самым взаимосвязь вновь как бы занимает свое место на "генетической лестнице": межпредметные связи - взаимосвязь - интеграция. Думается, в этом имеется определенный смысл. Дело в том, что Ступени "генетической лестницы" педагогической интеграции одновременно являются ступенями развития педагогики в целом. Еще в 1977 году В.Е.Гмурман отмечал: "Понятие и термин "взаимосвязь" не отражает всех соотношений между различными сферами научного знания. Точнее говорить не только о взаимосвязях, но также о взаимодействии и взаимопроникновении наук" (314. С.34). Будучи ученым-педагогом, В.Е.Гмурман, конечно же, в первую очередь имел в виду педагогический аспект взаимопроникновения наук, возможность использования данной тенденции в процессе развития педагогики. Примерно в это же время И.И.Дьяченко и В.Н.Турченко указывали на то, что развитию педагогики в целом препятствует отсутствие интегративного подхода. Так, по мнению И.И.Дьяченко для построения фундаментальной теории оптимального педагогического управления требуется разносторонний синтез знаний о человеке и процессе его обучения, "осуществляемый на такой научной основе, синтезирующие свойства которой делают объективно правомерным объединение того, что до сих пор было различным и принадлежало к различным наукам или научным областям" (146. С.25). Ни межпредметные связи, ни взаимосвязь не могли стать такой научной основой. Во-первых, потому, что они не обладают соответствующим объединительно-синтетическим потенциалом. Во-вторых, и межпредметные связи, и взаимосвязь "привязаны" непосредственно к практике, к образовательной сфере. Интеграция же способна выполнять роль теоретикометодологического инструментария. Интеграция - это особое мировидение. Ни межпредметные связи, ни взаимосвязь этим качеством не обладают в силу их достаточно большой отдаленности от своих философских и науковедческих оснований. Интеграция же не имеет границ. Пример тому - интеграция педагогического и технического знания, охватывающая педагогику и как научную дисциплину, и как учебный предмет, и как практику.

Страницы: 73 74 75 76 77 78 79 80 81

ЛАВРОВСКИЙ Леонид Михайлович (наст . фам. Иванов) (1905-67), российский балетмейстер, народный артист СССР (1965). С 1922 артист, в 1938-44 художественный руководитель балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, в 1944-64 главный балетмейстер Большого театра. Среди постановок: "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева (1940), "Паганини" на музыку С. В. Рахманинова (1960), "Ночной город" Б. Бартока (1961). Профессор ГИТИСа (с 1952). Государственная премия СССР (1946, 1947, 1950).

ИЙЕШ (Illyes) Дьюла (1902-83) , венгерский поэт. Реалистические стихи (сборники "Тяжелая земля", 1928, "Странное завещание", 1977), поэма ("Говорю о героях", 1935). Романы "Люди пушты" (1936), "Пажи Беатриче"(1979), книга "Петефи" (1936). Драмы.

ЕЛЕЦ , город в Российской Федерации, Липецкая обл., на р. Сосна. Железнодорожный узел. 120,8 тыс. жителей (1992). Машиностроение и металлообработка (заводы: машиностроительный, тракторных гидроагрегатов, элементный, медицинского оборудования и др.); сахарный, пивоваренный, кожевенный заводы; табачная фабрика. Производство кружев. Педагогический институт. Музеи: краеведческий, И. А. Бунина. Известен с 1146. Основан как укрепленный пункт Рязанского княжества для защиты от половцев.