Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 82

2. Понятийное "поле" интеграции как общенаучной и педагогической категории представляет собой систему развитых вертикальных и горизонтальных связей и отношений, элементами которой выступают: а) производные от термина "интеграция" слова (интегральное качество, интегральная информация, интегральная часть и др.); б) слова, выражающие вертикальную структуру понятийного поля педагогической интеграции (связь, взаимосвязь, взаимодействие и др.); в) слова, отражающие горизонтальную структуру понятийного поля педагогической интеграции (система, синтез, диффузия и др.). Так же, как и инвариантные характеристики интеграции, единицы ее понятийного "поля" могут быть спроецированы на педагогическую область.

3. Разработанное нами структурно-содержательная модель решения проблемы идентификации педагогической интеграции предполагает: 1) выявление ее сущности и специфических характеристик; 2) отграничение ее от близкородственных понятий и явлений; 3) определение ее категориального статуса.

3.1. В основу решения первой части указанной проблемы кладется сформулированный нами принцип изоморфизации предметов воспитания и педагогической интеграции. С опорой на него последняя характеризуется как процесс и результат развития, становления и формирования многомерного человека, человека как "биосоциоприроднокосмического существа" (В.С.Шубинский) в условиях специально организованной интегративно-педагогической деятельности. Подобное толкование педагогической интеграции обусловливает необходимость признания в качестве ее основополагающего признака антропонаправленности. Согласно ему, человек есть исходный и конечный пункт педагогической интеграции, ее абсолютный системообразующий фактор: на каких бы уровнях образовательной теории и практики, в каких бы формах педагогическая интеграция не осуществлялась,- в любом случае предметом и целью ее будут выступать качественные преобразования в человеке. Из чего в свою очередь логично вывести: всякое проявление интеграционных процессов в педагогической сфере, в том числе научно-педагогической имеет свои "личностные последствия" (В.С.Безрукова).

3.2. Ближайшими категориальными "родственниками" педагогической интеграции выступают межпредметные связи, взаимосвязь и преемственность. Все они суть ветви одного корня - объединительных процессов, реализуемых в области образовательной теории и практики. В этом смысле их можно представить как параллельно развивающиеся системы в общем ряду указанных объединительных процессов, что обусловливает возможность их паритетного существования в один исторический промежуток времени.

Страницы: 78 79 80 81 82 83 84 85 86

КАЗАКОВ Юрий Павлович (1927-82) , русский писатель. В эмоционально-психологической прозе (сборники рассказов "На полустанке", 1959, "Во сне ты горько плакал", 1977; очерковая книга "Северный дневник", 1961-73) нравственные конфликты, лирико-философское осмысление природы. Книга "Две ночи. Проза. Заметки. Наброски" (1986).

ТУУЛИК Юри (р . 1940), эстонский писатель. Брат Юло Туулика. Сборники рассказов "Старый замок. Абрукаские истории" (1972), "Заморское дело" (1976), "Сельский трагик" (1980), "Мужчины и собаки" (1985) пронизаны лиризмом и юмором, восходящим к народно-фольклорной традиции. В пьесах (сборник "Комната оленьего рога", 1983) - комедийные ситуации, современная проблематика.

ЧЕШСКАЯ ГУБА , в Баренцевом м., у берегов России, между берегами п-ова Канин и материка Европы. Длина 110 км, ширина до 130 км, глубина при входе 55 м. Впадают реки Ома, Пеша, Чеша.