Экспериментальная педагогика Экспериментальная педагогикаСтраница 12
Оперантное поведение, считает Скиннер, - это подлинно свободное поведение, поскольку его контролирует сама личность. Критерий моральности связан с системой подкрепления, с одобрением или неодобрением поступков человека. Моральные качества человека, будь то храбрость или трусость, преступность или добродетель, также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепления. Соответственно и моральное совершенствование человека, по его мнению, заключается в умении наилучшим образом приспособиться к окружающей среде, причем характер этого приспособления ничем не отличается от приспособления биологических организмов к природе.
Следуя тезису Скиннера, что современное общество должно опираться на «рациональное мышление», сторонники технократических тенденций ориентируются на воспитание человека, идеал которого соответствовал бы требованиям индустриального общества. Процесс воспитания, развивающийся в соответствии с рекомендациями сторонников необихевиоризма, Ориентирован на то, чтобы в стенах учебных заведений создать атмосферу напряженной умственной деятельности, управляемой с помощью рациональных алгоритмов, всемерно стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспитывать качества «индустриального человека» - деловитость, организованность, дисциплинированность, предприимчивость. Важное место в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса отводится электронно-вычислительной технике.
V. Из перечня характерных признаков, определяющих сущность различных зарубежных педагогических концепций, выберите те, которые отличают:
а) прагматизм;
б) неопозитивизм;
в) экзистенциализм;
г) неотомизм;
д) бихевиоризм.
1. Цель воспитания - христианская нравственность.
2. Воспитание развивается по схеме: «стимул-реакция - подкрепление».
3. Сближение воспитания с жизнью.
4. Идеал воспитания соответствует требованиям индустриального общества.
5. В основе воспитания лежат интересы ребенка.
6. Полная гуманизация системы воспитания.
7. Свобода самовыражения личности.
8. Человек есть то, что он сам из себя делает.
9. Коллектив вредит формированию личности.
10. Воспитание веры в Бога.
11. Наука бессильна определить цели воспитания.
12. Полная свобода поступков личности.
13. Воспитание очищается от идеологии, мировоззренческих идей.
14. Развитие человеческого «Я».
15. Формирование «оперантного поведения».
16. Недоверие к педагогической теории.
17. Воспитание не помогает человеку.
ЕВДЕМ из Родоса (2-я пол . 4 в. до н. э.), древнегреческий философ-перипатетик. Друг и ученик Аристотеля, комментатор его сочинений. Работал над составлением энциклопедического "свода мнений" по истории науки и теологии.
МАЗДАКИЗМ , религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних с ним странах в раннее средневековье. Возникло в 3 в.; названо по имени руководителя маздакитского движения Маздака, явилось его идейной основой. Последователи маздакизма считали, что в основе мирового процесса лежит борьба между добрым, светлым началом и темным, злым; призывали к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со злом.
ЖДАНОВ Дмитрий Аркадьевич (1908-71) , российский анатом и морфолог, академик АМН СССР (1966). Труды по анатомии лимфатической системы человека и животных. Разработал рентгенографический метод исследования лимфатической системы. Внес вклад в создание единой анатомической номенклатуры. Государственная премия СССР (1946).