Целостный педагогический процесс Целостный педагогический процессСтраница 5
Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.
В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.
В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не та ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.
В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.
Обучение, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся.
Схематически процесс обучения, как целостную систему можно представить следующим образом:
Модель структуры учебного процесса
Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов, с постоянными смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которые подчинены общим целям воспитания, так называемым глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе. Основанием единства всех этих компонентов является предметная совместная деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность и разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она, как таковая вообще лишена смысла и способности функционировать.
Процесс обучения рассматривается в дидактике, как деятельность, и потому в нем четко просматриваются:
- анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;
ЦЕЙТЛИН Лев Моисеевич (1881-1952) , российский скрипач, заслуженный деятель искусств России (1927), доктор искусствоведения (1941). Один из основоположников отечественной скрипичной школы. Организатор и руководитель Персимфанса. Профессор Московской консерватори (с 1920).
НАНДУ (американские страусы) , отряд бескилевых птиц. Высота до 170 см. 2 вида, в пампасах и саваннах Юж. Америки. Яйца насиживает и выводит птенцов самец. Сохранились в глухих районах. 1 подвид в Красной книге Международного Союза охраны природы и природных ресурсов.
БЕЙСИ (Basie) Каунт (наст . имя Бейси Уильям) (1904-84), американский джазовый пианист. В 1930-е гг. организовал оркестр, который сконцентрировал в своем исполнении наиболее типичные качества свинга. Создал ряд самобытных исполнительских приемов, придав свингу особый динамизм и глубину. Заложил основы стилей современного джаза, впоследствии развитые музыкантами бопа и кула. Внес новые черты в технику ансамблевого музицирования. Создал целое направление в рамках стиля свинг, связанное в первую очередь с развитием негритянского джаза.