Цвет ЦветСтраница 4
Тот, кто отклоняет красный или какой – либо другой основной цвет (синий, зеленый, желтый) как несимпатичный, конечно, испытывает страх не перед красящим веществом, а перед действием, оказываемым этим цветом на его чувства, например, возбуждением при красном цвете. У людей, часто у подростков, воспринимающих свои сексуальные потребности как мучительный позыв, угрожающий их моральным устоям и воздержанному образу жизни, страх перед позывом выражается отрицанием красного цвета. Также и военнопленные, которым пришлось годами жить за колючей проволокой под угрозой смерти, особенно часто отвергают в тесте красный цвет. Отвращение к красному может быть вызвано органической слабостью или физическим и психическим истощением. Так, один предприниматель, который ввиду неблагоприятных обстоятельств был вынужден после долгой борьбы изъять из продажи продукт, пользовавшийся спросом, вследствие длительных и мучительных переживаний стал воспринимать красный цвет как несимпатичный. Вскоре после проигранного дела у него развивалась чисто функциональная сердечная недостаточность.
Цвета красный и синий (а также их сочетание – фиолетовый) имеют тесную связь с различными формами любовных переживаний. Люди, особенно женщины, страдающие от неудач в любви, так как привязаны к одному партнеру, доставляющие ему мучения и не приносящие чувства удовлетворения и безопасности, стремятся к состоянию спокойной гармонии и предпочитают темно – синий цвет. Страдая от мучительных объяснений и ссор, они не выносят никаких дополнительных возбуждений и отклоняют оранжево – красный цвет как несимпатичный, т.е. выбирают тот же цвет, что и лица, страдающие сердечно – сосудистыми заболеваниями. Это не случайно. Сердце – наиболее известный символ любви.
Наличие подобных связей можно предполагать, но цветовой тест дал нам возможность точно наблюдать за психическими процессами и клиническим течением болезни.
Человек, приближающийся из – за стресса к инфаркту, оказывает предпочтение красному цвету (в большинстве случаев вместе с сине – зеленым; что является показателем волевого напряжения), однако определенные другие цвета (серый и коричневый) в то же время показывают, что он уже находится в состоянии вегетативного истощения. Цвет покоя и отдыха – темно – синий – этим пациентам не нравится. «Я не могу сейчас позволить себе покоя», - таковы, по Эггерту, типичные слова кандидатов на инфаркт.
«Красный – это любовь, красный – это кровь, красный – это дьявол в ярости», - так гласит детское стихотворение, из которого видно, что возбуждающее действие красного цвета может проявиться как в любви, так и в ярости. Эротизирующие освещение танго – конечно, красное; красные фонари во всем мире указывают путь туда, где предлагается сексуальное возбуждение. Один из немногих художников, сумевших словами сформулировать то, что выражает цвет, - Кандинский – в книге « О духовном в искусстве» очень точно охарактеризовал красный цвет, не раскрывая при этом его психологического значения. Об оптически чистом красном цвете он сказал, что тот действует «проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево».
В 1885 году Ван – Гог с восхищением открыл: «Цвет сам по себе, что – то выражает». В своей картине «Ночное кафе» я попытался выразить, что кафе является таким местом, где можно разориться, сойти с ума, совершить преступление. В конце концов, я попытался контрастами нежно – розового, кроваво – красного и цвета дрожжей – все в атмосфере огненного ада – выразить мрачную притягательную силу питейного заведения».
ДЖУНГЛИ (англ . jungle, от джангал, на языке хинди - заросли), древесно-кустарниковые заросли тропиков и субтропиков. Для джунглей характерны ротанговая пальма, акации, высокорослые злаки (гигантский бамбук, сахарный тростник, эриантус и т. д.). Преимущественно в Юго-Вост. Азии (Индостан, Индокитай, Зондские о-ва и др.). Часто джунглями неправильно называют труднопроходимые участки заболоченных тропических лесов.
ШПИНЕЛЬ Иосиф Аронович (1892-1980) , российский художник, заслуженный деятель искусств России (1940). Оформил фильмы: "Ночной извозчик", "Арсенал" (оба 1929). "Пышка", "Петербургская ночь" (оба 1934), "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1945, 1958) и др. Профессор ВГИКа (с 1965). Государственная премия СССР (1951).
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ (ок . 660-740), христианский проповедник, архиепископ о. Крит. Автор многочисленных церковных гимнов-песнопений, омилий и покаянного "Великого канона" (ок. 250 тропарей), ежегодно читаемого в Православной церкви во время Великого поста. Память 4 июля.