Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развитияСтраница 15
Большинство детей с ЗПР правильно воспроизводят числовой ряд от 1 до 10, находят большую и меньшую группу предметов, умеют уравнивать неравночисленные множества хотя бы одним из способов, могут решать простейшие арифметические задачи на нахождение суммы, знают основные геометрические фигуры. Но в то же время они недостаточно гибко владеют натуральным рядом чисел, поэтому не могут вести счет в обратном порядке, а также с любого пункта натурального ряда. В отличие от своих сверстников, развивающихся нормально, они затрудняются в осуществлении разностного сравнения (даже смежных чисел), не в полной мере понимают независимость счета от других свойств предметов: их размера, расположения, от направления счета. Большинство из них сопровождает процесс счета развернутыми внешними действиями, в то время как многие шестилетние учащиеся массовой школы уже считают “глазами”.
Без специального обучения они значительно хуже, чем нормально развивающиеся дети, умеют решать простые арифметические задачи, не всегда могут представить изображенную в них жизненную ситуацию и перевести ее в план арифметических действий.
Дети данной категории имеют слабые вычислительные навыки. Они в отличие от своих нормально развивающихся сверстников не умеют использовать при этом наглядный счетный материал.
Многие ошибки этих детей обусловлены их невнимательностью, неумением удержать в памяти все задания, контролировать себя в ходе работы, а также поспешностью, импульсивностью действий.
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что шестилетние дети, имеющие задержку психического развития, гораздо хуже подготовлены к изучению математики из-за более низкого уровня исходных математических знаний, что является одной из причин трудностей при овладении ими школьной программой. Поэтому при обучении этих детей математике требуется специальная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном развитии, на создание у них готовности к изучению данного предмета.
Такая коррекционная работа предусматривается в созданных в НИИ дефектологии Типовых программах начальных классов специальной общеобразовательной школы для детей с ЗПР и специальных классов выравнивания для детей с ЗПР [М., 1986). Специфическим разделом данной программы по ма-гематике в подготовительном классе является пропедев-гический период. Его цель — на основе предметно-практических действий детей уточнить понятия о количестве, счете, размере предметов, а также пространственные и временные по-дятия. В процессе действий детей с разнообразными предмет-яыми множествами расширяются их представления об окружающем мире, обогащается жизненный опыт как основа успешного обучения вообще и формирования математических понятий в частности. В пропедевтический период основное содержание работы составляют непосредственные наблюдения детей, практические упражнения с разнообразным дидактическим материалом, сопровождающиеся их словесным отчетом. Основной учебной задачей является подготовка учащихся к изучению чисел и арифметических действий сложения и вычитания.
КРАУЗЕ (Krause) Карл Кристиан Фридрих (1781-1832) , немецкий философ. Пытался объединить теизм и пантеизм в системе т. н. панентеизма (ввел самый термин). Известность получили учение Краузе о праве и его призыв к всемирному союзу народов; в Испании и Латинской Америке возникла школа последователей Краузе (краусизм).
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ , система отопления, при которой источник тепла (котельная, ТЭЦ) расположен, как правило, за пределами отапливаемых помещений; тепло передается по трубам через отопительные приборы (водяное, паровое, лучистое и панельное отопление) или поступает с горячим воздухом по воздуховодам (воздушное отопление).
СААК ПАРТЕВ (348-439) , армянский религиозный деятель и писатель, католикос Армении (с 387). Автор предназначенных для пения проповедей и праздничных духовных гимнов на евангельские сюжеты.