Формы организации процесса обучения: традиции и новации Формы организации процесса обучения: традиции и новацииСтраница 21
1. Теоретический вопрос (задача). Присгорании порха массой 3 кг выделилось 11 400 кДж энергии. Вычислите удельную теплоту сгорания топлива.
2. Практический вопрос. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
3. Эксперимент. Возьмите учебные весы,установите их на лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашку весов горящую спичку на расстоянии 10-12 см. почему они выходят из равновесия?
II. Карточка-тест претенденту на должность старшего научного
сотрудника:
1. теоретический вопрос. В алюминиевой кастрюле, масса которой 800 г, нагревается вода объёмом 5 л от 10° С до кипения.какое количество теплоты пойдёт на нагревание кастрюли и воды?
2. Практический вопрос. В промышленных холодильниках воздух охлождается с помощью труб, по которым течёт олождённая жидкость. Где надо располагать эти трубы: вверху или внизу помещения?
3. Эксперимент. Положите на полоску бумаги металлический цилиндр и внесите в пламя. Почему бумага не горит?
III. Карточка-тест претенденту на должность заведующего
лабораторией:
1. Теоретический вопрос. Как изменится температура свинцового
шара массой 2кг, если он упадёт с высоты 26 м на стальную
плиту? (Считайте, что вся кинетическая энергия превращается в его внутреннюю энергию).
2. Практический вопрос. Возможны ли конвекционные потоки в искусственном спутнике Земли (в состоянии невесомости)?
4. Эксперимент. Зажгите свечу, накройте её цилиндрической трубкой. Пламя уменьшится и может погаснуть. Почему? Если трубку приподнять, то свеча горит ярче. Почему?
СКБ
Учительница 55-й средней школы г. Иваново Н. Л. Смирнова, организуя уроки-деловые игры, имитирует работу специального конструкторского бюро (СКБ).
На таких уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специалистов, поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков исходных данных (цель – актуализация опорных знаний), помощи (выдаёт сведения по справочной литературе), «мозгового центра» ( выдвигает гипотезу, идеи), экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие в основе предлагаемой конструкции), инженеров (собирает сконструированную установку и показывает её действие), историков (ищет сведения о развитии научных взглядов по данному вопросу), обозревателей (даёт представление о значении рассматриваемой проблемы для жизни общества, подбирает факты о моральной ответственности специалистов за последствия применения их научно-технических достижений), правил безопасного труда, охраны окружающей среды, экономистов, психологов (организует психологическую разгрузку учащихся на уроке), ОТК (оценивает работу групп). В зависимости от темы создаю не весь набор групп, а только их часть.
Для урока использую демонстрационные приборы, конструкторские модели разных типов, справочную и научно-популярную литературу, периодическую печать, тематические школные стенгазеты по физике, самодельные приборы, диапозитивы, а также таблички с названиями групп и большое табло с критериями оценок.
По рссмотренному типу проведены уроки: в VII классе – «Плавние судов», «Применеие сообщающихся сосудов», «Простые механизмы»; в VIII классе – «Тепловые двигатели», «Нагревательные приборы». Их продолжительность 1-2 часа. К ним даю опережающее домашнее задание.
ЩЕРБИНКА , город (с 1975) в Российской Федерации, Московская обл. Железнодорожная станция. 29,1 тыс. жителей (1993). Заводы: лифтостроительный, электроплавильных огнеупоров.
ЯРОСЛАВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ , основан в 1918. Подготовка по физической, математической, экономической, исторической, психологической, юридической специальностям. В 1993 св. 3,6 тыс. студентов.
ЦИСТЕИН [H2NCH(CH2SH)COOH] , серосодержащая моноаминомонокарбоновая аминокислота. Входит в состав белков, глутатиона. Сульфгидрильные (-SH) группы цистеина важны для проявления биологической активности многих ферментов, белковых гормонов, токсинов. В организме легко превращается в цистин.