Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Формирование экологических понятий на уроках русского языка
Страница 8

Внимание таким урокам уделяет Н.А. Кудряшова, она предлагает следующие уроки, которые могут проводиться в 3 классе (1-3), 4 классе (1-4) по темам:

Природоведение Русский язык

1. О чем рассказывает 1. Сочинение «Какой я представляю

Глобус себе нашу планету, глядя на

глобус»

2. Лес и человек 2. Составление и запись памятки

«Как вести себя в лесу?»

3. Водоем - природное 3. Составление и запись памятки

сообщество «Как вести себя у водоема?»

Многие педагоги экологическое образование и воспитание осуществляют и в процессе внеклассных занятий, экскурсий, кружков, факультативов. Е.А. Гринева из города Ульяновска во внеклассной работе использует рассказы В.А. Сухомлинского, экологические сказки, чтобы научить ребенка видеть вокруг себя, пагубное влияние человека на природу. Интересный прием в процессе экологического воспитания и образования использует В.С. Долгачева – кадидат биологических наук, на внеклассных занятиях она знакомит детей с лекарственными растениями, с их биологическими особенностями, с основами охраны, с лекарственными свойствами и их значением для жизни человека. (8,36)

Учитель Л.М. Хафизова на экскурсиях обращает внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учит выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки, для повышения познавательной активности учащихся использует дидактические игры, например «Угадай дерево по листу» или «Что изменилось?» (31,33).

Л.П. Симанова считает, что учитель должен включать в уроки и во внеклассную работу задания по экологии, в зависимости от темы и времени года, и задания в первую очередь должны быть направлены на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей.

Например: Задание 1

Хоровод дружбы.

Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчелка и цветок,

Дружат лист и лепесток,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса.

(В. Викторов)

Продолжи это стихотворение своими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и условий их существования.

Дружат ели и клесты,

Итак, анализ литературы, опыт школы по данной проблеме показывает, что в нашей стране немало учителей, понимающих, что воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, является одним из факторов, определяющим сохранение жизни на нашей планете.

1.3. Кроме уроков, внеклассных занятий, используемых учителями, немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют и уроки русского языка. Анализ программ, учебников по русскому языку показывает, что данный предмет обладает нравственно-экологическим потенциалом, но не в большей степени, однако для систематического осуществления экологической работы следует включать дополнительный материал, используя интегрированные уроки, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему.

Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

КОШЕЛЕВ Александр Иванович (1806-83) , российский общественный деятель, славянофил. Помещик. Автор умеренно-либеральных проектов отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861. Издатель-редактор журналов "Русская беседа" и "Сельское благоустройство".

СТАРУШЕНКО Глеб Борисович (р . 1922), российский юрист-международник, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984). Труды по международно-правовым проблемам и государственному праву развивающихся стран.

ЭРДНИЕВ Бадма Эрдниевич (1906-79) , калмыцкий драматург, заслуженный деятель искусств Калмыкии (1959). Пьесы "Дорога счастья" (1934), "Сяяхла" (опубликовано 1941), "Белый месяц" (1961), "На колхозной ферме" (1973) о жизни и труде современников.