Формирование экологических понятий на уроках русского языка Формирование экологических понятий на уроках русского языкаСтраница 10
В начальной школе можно и нужно учить детей понимать экологические тесты, что приводит к прочному усвоению знаний и к повышению познавательной активности младших школьников, их экологической грамотности. Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка можно использовать тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могут быть как диктанты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя – не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Большое значение для формирования экологических понятий имеют игры экологического характера, задания по экологии. Цель игр – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения. (см. в приложении)
Задания по экологии должны быть направлены, в первую очередь, на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей. Задания по экологии помогут учителю управлять деятельностью младших школьников по изучению и охране природной и социоприродной среды. Основная их функция – развитие интереса детей к природе, к людям и поведению, к изучению и осмыслению связей между ними. (см. в приложении)
Мы высветили экологические проблемы, которые могут решаться на уроках русского языка, при использовании определенных заданий.
Проблемы:
1. Охрана природной среды – условие существования человечества, при решении данной проблемы следует исходить, прежде всего, из того, что взаимоотношения между обществом и природой носят противоречивый характер, который выражается в следующем: с одной стороны люди должны обеспечивать сохранение природной среды для своего существования, а с другой – они не могут сохранить природу нетронутой, поскольку постоянно с нею взаимодействуют. Поэтому встает проблема, каким образом и что надо сделать, чтобы вторжение людей в ход природных процессов не нарушало природного равновесия, не приводило к ухудшению их жизненных условий.
2. Закономерная взаимосвязь природы и общества. Природу мы не можем считать только как условие существования человечества. Природу следует рассматривать как систему, включающую общество в качестве своего элемента. При этом условии взаимосвязь природы и общества является закономерной.
ЖИВОТНОВОДСТВО , отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. Обеспечивает население продуктами питания (молоко, мясо, яйца и др.), легкую промышленность сырьем (шерсть, кожа и др.), дает некоторые корма (костная мука и др.), лекарственные средства (гормоны и др.) и органическое удобрение - навоз. Животноводство включает скотоводство, свиноводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство, птицеводство, оленеводство, кролиководство, рыбоводство, пчеловодство, шелководство и др. Теоретическая основа отрасли - зоотехния. Животноводство тесно связано с растениеводством.
БУБНОВ Иван Григорьевич (1872-1919) , российский инженер. Фундаментальные труды по строительной механике корабля. Построил подводные лодки "Дельфин" и типа "Барс".
ЛЮЦЕРНА , род одно- и многолетних трав семейства бобовых. Ок. 100 видов, в Евразии и Африке. Выращивают в чистом виде и в смеси со злаками люцерну синюю, люцерну желтую, люцерну гибридную и др. - кормовые травы (за 2 укоса 60-90 ц сена с 1 га).