Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитииСтраница 10
Общение малышей с взрослыми выступает как самостоятельные эпизоды обмена выражениями нежности и ласки. Это общение непосредственное, что и отражено в прежнем названии ситуативно-личностного общения "непосредственно-эмоциональное".
Ведущее место при ситуативно-личностном общении занимают экспрессивно-мимические средства общение (улыбка, взгляд, мимика и т.д.). Для целей общения в этот период жизни первоначально формируется комплекс оживления.
Ситуативно-личностное общение занимает положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни (С.Ю. Мещерякова [2]).
Ситуативно-деловая форма общения со взрослыми появляется в онтогенезе второй и существует от 6 месяцев до 3 лет. Но она очень сильно отличается от первой генетической формы общения.
Общение со взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность ( предметно-манипулятивную), помогая ей и обслуживая ее. На центральное место среди других мотивов общения выдвигается деловой мотив, т.к. главные поводы для контактов ребенка с взрослыми связаны с их общим делом практическим сотрудничеством. Ведущее положение при ситуативно - деловой форме общения занимают коммуникативные операции предметно-действенного вида (локомоторные и предметные движения; позы Используемые для целей общения).
Ситуативно - деловое общение имеет важнейшее значение в жизни детей раннего возраста. В это время дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем и культурно фиксированным действиям с ними. В этом переходе общение играет решающую роль (В.В.Ветрова [6], М.Т. Елагина [18], Д.Б. Эльконин [55]).
В первой половине дошкольного детства у ребенка возникает третья форма общения внеситуативно -познавательная. Как и вторая форма общения (ситуативно-деловая) она опосредована, но вплетена не в практическое сотрудничество с взрослым, а в совместную познавательную деятельность ("теоретическое" сотрудничество). Ведущим мотивом становится познавательный мотив. Для ситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого.
Основным средством общения у детей, владеющих внеситуативно-познавательной формой общения, являются речевые операции.
Познавательное общение тесно переплетается с игрой детей, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства. В сочетании оба эти вида активности обеспечивают стремительное расширение познаний детей об окружающем мире, углубление их сведений о сторонах действительности, не подлежащих чувственному восприятию, " конструирование реальности" (Ж.Пиаже), т.е. построение ребенком субъективного образа мира.
ПЕРЫНЬ , древнеславянское языческое святилище Перуна 9-10 вв. на оз. Ильмень, близ Новгорода, уничтоженное в 988 при введении христианства. В плане - восьмилепестковая, углубленная в землю розетка с жертвенными кострами и идолом в центре.
О'КОННОР Фланнери (1925-64) , американская писательница. Новеллы (сборник "Хорошего человека найти не легко", 1955) и романы ("Голос крови", 1952) о трагических поисках духовных основ бытия в современном мире. Проза сочетает сатиру, рационалистическую жестокость, гротеск с лирикой. С религиозно-нравственных позиций обличает ложь и лицемерие. Письма ("Привычка к существованию", опубликованы 1979).
РЫБЕЦ (сырть) , рыба семейства карповых. Длина до 50 см, весит до 3 кг. В бас. Северного, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. Ценный объект промысла.