Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитииСтраница 6
Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья [54]. Л.С.Выготский [8] и его последователи считают, что источник развития лежит не внутри, а вне ребенка, в продуктах материальной и духовной культуры, которая раскрывается ребенку взрослым в процессе общения и специально организованной совместной деятельности. Вот почему, начало психической жизни состоит в формировании у ребенка специфически человеческой потребности в общении.
Основной ведущей тип деятельности ребенка в младенческом возрасте – эмоционально-непосредственное общение (Д.Б,Эльконин) [54]. Многочисленные исследования отношений ребенка и взрослого на первом году жизни (Н.Л,Фигурин.[17], М.П.Денисова [17]; М.Ю,Кистяковская.[24], М. Бюлер [5]; Ф.И.Фрадкина [51] и др) показывают, что в этот период устанавливается наиболее тесная связь ребенка с ухаживающим за ним взрослыми, что взрослые становятся центральным моментом любой ситуации, в которую попадает ребенок, что связь эта на протяжении младенчества не ослабляется, а наоборот, усиливается и приобретает новые, более активные формы.
С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие ребенка.
Период младенчества состоит из двух подпериодов:
I – подпериод – до 56 дней, II подпериод – от 56 –12 месяцев. Подпериод характеризуются тем, что идет чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем: сосредоточение, слежения, круговые движения. В 4 месяца появляется реакция на новизну (по М.П. Денисовой [17] и Н.Л. Фигурновой [17]).Появляются реакции на голос матери. Развивается тактильная чувствительность, которая имеет важное значение для возникновения акта хватания и обследование предмета.
Развиваются голосовые реакции ребенка. Возникают первые призывы – попытки привлечь взрослого с помощью голоса, что свидетельствует о перестройке голосовых реакций в поведенческие акты (Д.Б.Эльконин) [53]. Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка и начинается второй подпериод младенческого возраста. Он связан с возникновением акта хватания – первого организованного, направленного действия. Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия. К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.
К 9 месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин [55], главное в акте ходьбы не только от, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», а теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда хочет.
Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова.
Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов.
Как подчеркивал Д.Б.Эльконин [55], в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослыми взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом возраст ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще ограничен.
ФРАКИЙСКИЙ ЯЗЫК , отдельная ветвь индоевропейской семьи языков. Письменные памятники (отдельные слова, глоссы и несколько кратких надписей) относятся к сер. 1-го тыс. до н. э.
МЕДИНЬШ Екабс (1885-1971) , латышский композитор, дирижер, народный артист Латвии (1960). Брат Язепса и Яниса Мединьшей. Деятель латышской хоровой культуры, дирижер республики Певческих праздников. Произведения для хора, инструментальные концерты, обработки народных песен. Профессор Латвийской консерватори (с 1945).
ЧХИКВАДЗЕ Рамаз Григорьевич (р . 1928), грузинский актер, народный артист СССР (1981), Герой Социалистического Труда (1988). С 1961 в Грузинском театре им. Руставели (Тбилиси). Снимается в кино (фильмы "Мелодии Верийского квартала", "Древо желания" и др.). Государственная премия СССР (1979).