Формирование личности преподавателя в процессе самовоспитания
Формирование личности преподавателя в процессе самовоспитания
Страница 12

· отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании;

· планировать систему приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;

· планировать способы создания личностно развивающей среды и поддержания связей с родителями и общественностью.

Понятно, что оперативное планирование требует от педагога владения целым рядом конкретных узко методических умений, приводящих к материализации проекта проведения беседы, урока или экскурсии в плане, плане-конспекте или конспекте в зависимости от опыта педагога.

Рефлексивные умения

Они имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Ее обычно связывают лишь, с завершающим этапом решения педагогической задачи, понимая как своеобразную процедуру по подведению итогов педагогической деятельности.

Между тем следует выделить такие виды контроля, как контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами; контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане; контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий. Все они в равной мере имеют место в педагогической деятельности, хотя и рассредоточены по этапам решения педагогической задачи. Бесспорно, особого внимания заслуживает контроль на основе анализа уже полученных результатов и, в первую очередь, применительно к деятельности учителя предметника. Для эффективного осуществления этого вида контроля педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей разумно и объективно анализировать спои суждения, поступки и, в конечном итоге, Деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.

Признание рефлексии как специфической формы теоретической деятельности, направленной на осмысление своих собственных действий, позволяет говорить об особой группе педагогических умений - рефлексивных. Их выделение обусловлено рядом причин. Во-первых, анализ результатов педагогической деятельности без тщательного анализа условий их получения не может считаться нормой. Известно, что высокие результаты в педагогической деятельности могут быть получены как за счет существенного увеличения времени на решение педагогических задач, так и за счет перегрузки учащихся и учителей. Это так называемые экстенсивные пути повышения эффективности деятельности педагога. Во-вторых, отрицательные результаты также могут иметь разные причины. Для педагога всегда очень важно установить, в какой мере как положительные, так и отрицательные результаты являются следствием его деятельности. Отсюда и необходимость в самоанализе собственной деятельности. Он обычно идет в соответствии с основными компонентами деятельности, а это, требует особых умений анализировать:

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

ВСЕМИРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЭСПЕРАНТИСТОВ ЗА МИР (ВДЭМ) , организация, выступающая за использование международного языка эсперанто в качестве средства сближения и взаимопонимания между народами в интересах укрепления мира. Создана в 1953. Штаб-квартира ВДЭМ - по месту жительства генерального секретаря.

МОЛИЗЕ (Molise) , область в Юж. Италии, у Адриатического м. 4,4 тыс. км2. Население 321 тыс. человек (1991). Адм. ц. - Кампобассо. Включает пров. Кампобассо и Изерния.

ЕВОД Никомидийский (ум . 309), христианский мученик, брат мученицы Каллисты Никомидийской. Память в Православной церкви 1 (14) сентября.